Исторические аспекты, принципы и виды аутсорсинга.

Одной из форм организации бизнеса в современной экономике стал аутсорсинг - практика, помогающая компаниям решить проблемы функцио­нирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, увеличения приспособляемости к условиям внешней среды, улучшения каче­ства продукции и услуг, уменьшения риска. Использование аутсорсинга по­лучило стремительный размах во всем мире в течение последнего десятиле­тия, во многом благодаря бурному развитию информационных технологий.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing - использование внешних источников, или средств) - это передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функ­ций или частей бизнес-процесса компании. Аутсорсинг позволяет повысить эффективность выполнения определенных функций в области информацион­ных технологий, снабжения и поставок, обслуживания, финансов, обеспече­ния персоналом и даже производства. Компания-заказчик может, используя аутсорсинг второстепенных функций, сконцентрироваться на тех функциях, которые свойственны именно ей, на своей специфике. В отличие от субпод­ряда, аутсорсинг - это стратегия управления компанией, а не просто вид партнерского взаимодействия, он предполагает определенную реструктури­зацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании.

Концепция аутсорсинга сводится к трем основным принципам:

o каждый должен заниматься своим делом и иметь возможность сконцентрироваться только на нем;

o решение сопутствующих задач нужно поручить тому, кто спра­вится с ними лучше;

o такое распределение работы экономит средства заказчика и прино­сит доход исполнителю.

Несмотря на то что еще в начале XX в. некоторые западные компании начали передавать ведение бухгалтерского учета бухгалтерам, имеющим ча­стную практику, или внешним специализированным компаниям, из которых, кстати, впоследствии выросли многие современные лидеры рынка аудита, концепция аутсорсинга как принципиально новой стратегии управления была создана лишь в 1963 г. компанией "Electronic Data System" ("EDS"), специа­лизирующейся и поныне на аутсорсинге информационных технологий, или IT-аутсорсинге. Однако объектом научных исследований аутсорсинг стал лишь в 90-х гг. Именно с этого момента стали появляться научные публика­ции, в которых с помощью построения моделей пытались найти оптималь­ную стратегию внедрения аутсорсинга, а также публикации, посвященные аспектам использования аутсорсинга на практике. [21]