Воздействие государственных расходов и налогов на экономическую динамику. Мультипликатор государственных расходов
На рубеже 18-19 веков в Англии, где впервые начался современный экономический рост, доминировали представления о том, что государственные расходы следует ограничить: люди сами должны решать как им вести свои дела и куда тратить собственные средства. Традиция заложенная Смитом в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», закрепленная Дж.С.Миллем в «Началах политической экономии», определяла в качестве важнейших задач государства обеспечение защиты от внешних угроз и поддержание закона и порядка. История Английского парламентаризма второй четверти 19 века не знает серьезных разногласий по поводу необходимости ограничивать государственные расходы и соответственно налоговое бремя. Государственные расходы существенно возрастали во времена больших войн, финансировавшихся главным образом за счет займов. Когда наступал мир, они погашались. Во время первой мировой войны налогообложение резко увеличивается. Экономический кризис 1930-х годов расширяет масштабы вмешательства государства в экономику. Наиболее быстрый рост налогов наблюдается во время второй мировой войны, а в послевоенный период попыток снизить налоговое бремя почти не предпринимается. Государственная нагрузка на экономику продолжала расти вплоть до конца 1980-х годов (до 50% ВВП и выше), либеральные тенденции смогли лишь остановить рост налогов. В социалистических странах налоговая нагрузка была традиционно высока - на уровне, близком к 50% ВВП, то есть предельным для наиболее развитых стран. В восточноевропейских странах она остается на высоком уровне, в том числе вследствие необходимости выполнять социальные обязательства, присущие странам ЕС. В странах СНГ трансформационный кризис был продолжительнее, налоговое бремя зафиксировалось на более низком уровне. Вопрос о непосредственном влиянии государственных расходов на темпы экономического роста остается пока нерешенным, однако для каждого уровня душевого ВВП существуют пределы налогообложения, при приближении к которым рост тормозится.[1]
В журнале "Вопросы экономики" была опубликована статья А. Илларионова и Н. Пивоваровой "Размеры государства и экономический рост"' с детальным обсуждением того, как размеры государства (его доля в ВВП) влияют на темпы экономического роста. В ней написано, что: размеры государства и экономический рост связаны нелинейной зависимостью. В стране с населением менее 1 млн. человек увеличение размеров государства приводит, как правило, к повышению темпов экономического роста, в странах с населением более 1 млн. чел. - к их снижению. Для России критическим уровнем государственных расходов, при которых прекращается устойчивый экономический рост, является уровень в 36-38% ВВП, а оптимальным, при котором обеспечивается максимизация темпов экономического роста, - полоса значений в пределах 18-21% ВВП.[2] В качестве единственного способа повышения экономического роста авторы предлагают существенное сокращение государственных расходов без каких-либо оговорок о том, по каким статьям это надо делать.
А. Илларионов и Н. Пивоварова доказывают, что именно сокращение государственных расходов является фактически единственным методом повышения экономического роста.
Но академик РАН Р. Нигматулин отмечал, что обоснование ими данного положения ошибочно.[3] Темп экономического роста есть функция многих переменных и факторов. Некоторые из них даже нельзя выразить численно, в частности, уровень честности в бизнесе и в государственных органах, национальные традиции, бережливость, самочувствие нации и многое другое. Построение зависимостей экономического роста от одной числовой переменной (макроэкономического параметра) по данным разных стран, характеризующихся большим количеством макроэкономических параметров и нечисловых характеристик, влияющих на экономику и существенно между собой различающихся, должно дать и дает огромный разброс точек.
Прежде чем давать количественные рекомендации для России, нельзя ограничиваться только статистикой тех или иных стран, необходимо вникнуть в суть экономических механизмов, работающих в разных странах. Это можно проиллюстрировать на следующем примере: Нигматулин, Новяроков, Абалкин, Львов, Макаров, Ивантер и другие считают, что для повышенного темпа экономического роста в нынешней России необходимо увеличить внутренний спрос, повышая долю оплаты труда в ВВП (х2) до 50%, а потом и до 60%. Но для роста экономики Китая, например, это необязательно, хотя там доля оплаты труда в ВВП еще ниже, чем в нынешней России, и составляет около х2 = 20%. Дело в том, что экономика Китая ориентирована на обслуживание мирового рынка товарами потребления низкой и средней технологической сложности. Китаец может и привык жить на 30-50 долл. в месяц. Это преимущество китайских природных условий и традиций и позволяет развивать экономику, ориентируя ее на экспорт, с низкой долей оплаты труда в стоимости продукции, чтобы на выручку от экспорта и под кредиты под экспорт модернизировать свои производства. Китай побеждает на мировом рынке дешевизной своих товаров в большой степени за счет очень дешевой, но "послушной" и аккуратной рабочей силы. То же относится и к Таиланду, рассмотренному А. Илларионовым и Н. Пивоваровой в группе, к которой отнесена Россия. Российский житель должен иметь около 200 долл. в месяц, и российская экономика не может конкурировать с китайской по обслуживанию мирового рынка товарами потребления низкой и средней технологической сложности. В отличие от Китая в России недоплаченное за труд и значительная часть природной ренты вместо того, чтобы идти на воспроизводство производительных сил, присваиваются новой буржуазией, которая все это тратит на предметы роскоши или вывозит за рубеж.