Роль и место Франции в мировом инвестиционном сотрудничестве.
Состояние инвестиционной сферы на западе можно рассмотреть на примере Франции.
Прямые инвестиции стран ОЭСР - Французские прямые инвестиции за рубежом - Прямые иностранные инвестиции в экономику Франции
Французские инвестиции за границей непрерывно росли за последние три года и достигли в 1998 году рекордного уровня в 240 млрд. франков (2,8% ВВП). Указанная тенденция свидетельствует о хорошем финансовом здоровье французских предприятий и в целом о благополучной внутренней экономической ситуации. По сравнению с 1997 годом произошел рост финансовых потоков из Франции, источниками которых явились:
прямые инвестиции в основные фонды (увеличение на 15% - до 122 млрд. франков);
реинвестирование полученной прибыли;
государственные краткосрочные кредиты (рост на 33% - до 107 млрд. франков).
По поводу долгосрочных кредитов, выданных филиалам иностранных компаний, следует отметить, что в 1998 году произошел их чистый возврат в объеме 1,6 млрд. франков.
В 1998 году отмечено проведение около 12000 операций по реструктуризации акционерного капитала фирм, против 11000 в 1997 году. Общий объем операций такого рода достиг 178,5 млрд., из которых 56,8 млрд. франков получено от продажи избыточной части основных фондов. Увеличение числа слияний и покупок предприятий, которые представляют преобладающую часть операций с основным капиталом, часто сопровождается мероприятиями по оптимизации указанных предприятий и отказом от некоторых видов деятельности, не являющихся стратегическими.
Как показывает анализ динамики французских прямых инвестиций, их отраслевой и географической структуры, а также изучение поведения руководства предприятий, основными целями инвестиционной деятельности было проникновение на иностранные рынки или создание компаний мирового масштаба. В то же время это не происходило в ущерб инвестициям на национальной территории. Наоборот, с середины 80-х годов наблюдался процесс определенной циклической корреляции между французскими прямыми инвестициями за рубежом и иностранными инвестициями в промышленность на национальной территории.
Географическая структура французских инвестиций за рубежом подтверждает, что соображения снижения издержек производства не являются доминирующим фактором для французских предприятий при определении их инвестиционной стратегии. Основной поток их инвестиций направлен на индустриальные страны (87% в 1997 году и 79% в 1998 году). Среди указанных стран США занимает первое место, которые привлекли 18% инвестиций из Франции, затем идет Швейцария (12%) и Великобритания (11%).
В США разместили свое производство и закрепились около 1200 французских предприятий, из которых 240 - малые и средние. Общий годовой оборот этих фирм составляет 130 млрд.долл. Французских инвесторов привлекает прежде всего американская химическая и сопутствующая ей промышленность (45% накопленных инвестиций).
Настоящую “битву за контроль над водобснабжением” развернули в июне 2004г. два французских гиганта Suez Lyonnaise des Eaux и Vivendi на американском рынке.
Suez Lyonnaise des Eaux завоевала первое место в США по водоснабжению, осуществив последовательную покупку компаний Calgon (третье место в США) и Nalco Chemical (первое место в мире в своей отрасли). Со своей стороны Vivendi стала обладателем фирм US Filter (первое место в мире по очистке воды) и Superior Service (четвертое место в США по переработке твердых отходов). Крупное совместное предприятие в США было создано в октябре 1998 года французской Porcher Industrie (стекольная промышленность) и американской Owens-Corning.
Страны зоны евро, которые абсорбировали половину французских инвестиций в 1994-95 г.г., приняли лишь 32% в 1997 году и 36% в 1998 году. Введение евро пока не привело к активизации процессов реструктуризации предприятий внутри зоны евро. Исключение составляет лишь Нидерланды (10% мирового объема инвестиций) и Бельгия (9%), которые, как и Швейцария и Великобритания, получили дополнительные вливания из-за учреждения многочисленных финансовых холдингов, привлеченных льготным налогообложением в этих странах.