Национальное богатство.
Природные ресурсы - основная составляющая поступления средств в бюджеты многих стран в результате постепенного перехода на рентные принципы налогообложения.
Выдающийся русский ученый Д.И.Менделеев еще в начале прошлого столетия писал: "Для России (как, впрочем, и для любой страны) ее природные ресурсы, особенно невозобновляемые, - это Богом данное богатство, которое принадлежит всем, а не только нынешним поколениям. И расходовать его нужно максимально эффективно, с наибольшей пользой для собственных граждан". Характерно, что в странах, богатых природными ресурсами (не является здесь исключением и Россия), находят все большее и большее проявление идеи конституционного закрепления природных ресурсов и ренты от их использования за обществом, равного доступа каждого гражданина страны к рентному доходу, формирование общественных фондов будущих поколений на основе отчислений от рентных доходов, развитие концепции национального дивиденда, перехода к рентной системе налогообложения. В этой связи нельзя не согласиться с мнением академика РАН Д.С.Львова, который считает, что в концепции национального дивиденда лежит тезис о том, что все природные ресурсы, окружающая человека природная среда, территория, водный и воздушный бассейны являются общественным достоянием, а поэтому могут и должны выступать в форме общественной собственности, то есть собственности всего населения страны. Природные ресурсы, которые до XIX века оставались главным образом в частной собственности, к началу XXI века постепенно превращаются в основу становления общей собственности гражданского общества. Отчетливо вырисовывается мировая тенденция: в странах с развитой рыночной экономикой индивидуальная частная собственность, в том числе и на природные ресурсы, сохраняет свои позиции лишь в распределительных отношениях. В сфере производства господствует общая собственность, преимущественно в акционерном виде. Во многих странах все отчетливее проявляется тенденция формирования многоукладного природопользования. Однако естественные преимущества, которые связаны с климатом, почвами, недрами, географическим положением страны всегда являются важнейшими условиями организации процесса природопользования и его эффективности.
Многолетняя практика разных стран выработала разнообразные формы природопользования. Если в земельных отношениях превалируют титулы собственности, пользования, аренда, то в горных отношениях - договорные формы недропользования, которые включают: концессии, соглашения о разделе продукции, соглашения о предоставлении услуг с риском, договора аренды участков недр, лицензии, контракты, совместные предприятия, товарищества, соглашения об опционе и другие.
Основу горных отношений во многих странах составляют концессии. Как правило, по концессионному договору государство вступает или предоставляет концессионеру права собственности на природные ресурсы, сохраняя за собой право контроля за деятельность концессионной компании. Концессия предоставляется за плату. Эту плату составляют: ежегодная плата за каждую единицу площади концессионной территории, плата за каждую единицу извлеченного полезного ископаемого, а также роялти муниципальным образованиям (по месту расположения участка недр) за ежегодную добычу сырья по установленным ставкам. Кроме того, концессионеры облагаются общими для всех недропользователей налогами и податями, включая налог на корпоративную прибыль.
Государства с недостаточными экономическими и техническими возможностями для самостоятельной добычи полезных ископаемых часто заключают с контрактантами соглашения о разделе продукции, без предоставления прав собственности на недра. Здесь, вместо уплаты платежей и налогов, расчет производится извлеченными полезными ископаемыми, которые делятся в определенной пропорции в соответствии с соглашением между государством и национальной или иностранной компаниями. Раздел продукции бывает двух типов: непосредственно добытой продукцией или после вычета издержек контрактанта.