Национальное богатство на душу населения.
Таблица 2.
Часть национального богатства, сосредоточенная на территории Читинской области, оценивается примерно в 856 млрд. долл. США, или примерно в 1,55% от всего национального богатства России. При этом его структура существенно отличается от общероссийской: доля природного капитала больше в 1,5 раза (65%), доля произведенного человеческого капитала меньше в 1,5 раза (6,2%) и в 1,7 раза (28,8%) соответственно. В силу своего геополитического положения Читинская область будет с необходимостью развивать экономические связи со странами АТР, обладающими весьма незначительными природными активами. Поэтому естественно ожидать, что на природные ресурсы области будет существовать устойчивый долгосрочный спрос. Следует ли из этого, что природно-ресурсный сектор является для Читинской области наиболее перспективным и приоритетным с инвестиционной точки зрения?
Хорошо известно, что основной причиной огромного разрыва в доходах между «Западом» и остальным миром является то, что разработка новых технологий и производство принципиально новых предметов потребления происходит преимущественно в развитых странах. Добавленная стоимость на одного работающего в сфере высоких технологий растет значительно быстрее, чем в других отраслях. Таким образом, страны, имеющие финансовые и технические возможности, а также квалифицированный персонал для развития высоких технологий, получают так называемую «цивилизационную ренту». Напротив, страны, имеющие богатый природно-ресурсный потенциал и интенсивно осваивающие его в расчете на то, что природная рента будет обеспечивать их благосостояние, становятся жертвами «экономического неравенства», поскольку сложившаяся система мировых рынков обрекает их на производство продукции с низкой добавленной стоимостью. Децентрализованная экономика такого типа получила название «периферийного капитализма». Преимущественная ориентация на развитие ресурсного сектора ведет к дальнейшему увеличению разрыва между экономическими центрами и «периферийными» странами [4].
Аналогичные процессы можно наблюдать и в развитии регионов России. Природно-ресурсные регионы становятся все более «периферийными» по отношению к немногим регионам «центра»- не в географическом, а в социально-экономическом смысле, и выражается это, прежде всего в потерях человеческого капитала. Исключение, которое представляют собой «нефтяные» регионы, не является принципиальным, так как их «особое положение» продлится ровно столько, на сколько хватит нефтяных запасов, и в долгосрочном плане их развитие нельзя считать устойчивым.
Главной стратегической задачей развития природно-ресурсных регионов должно стать формирование социо-эколого-экономической системы, в которой природно-ресурсная рента используется для восстановления природной среды и увеличения доли произведенного и человеческого капиталов. Высокая доля природного капитала в национальном богатстве, сосредоточенном на территории региона, вовсе не является благом с точки зрения долгосрочных перспектив развития. Напротив, надо стремиться к ее неуклонному снижению, создавая условия для того, чтобы регион имел возможность получать не только природную, но и «цивилизационную» ренту. Поэтому приоритетными должны стать инвестиции в человеческий капитал, в поддержание и повышение его качества, т.е. в образование и науку. Это необходимо делать в высшей степени срочно, так как снижение качества образования, сокращение научных исследований и прямой отток кадров могут сделать процесс истощения человеческого капитала необратимым.