Виды инфляции
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия -соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:
а) сбалансированная инфляция;
б) несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг другу, причем в различных пропорциях. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверх дорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.
В России и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т. п. Например, завод «Русский дизель» (Санкт- Петербург) выпускает промышленные насосы. На насосах устанавливается манометр. Несбалансированная инфляция привела к тому, что цена манометра (внешняя поставка) чуть ли не дороже самого насоса. Если же просто включить возросшую цену манометра в цену изделия, то насосы будет трудно продать. Варианты выхода из ситуации: производить манометры самостоятельно, переходить на другой вид продукции или ждать очередного витка дефицитной инфляции, когда товар все же удастся реализовать.
Несбалансированность инфляции - большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное возрождение России нереально. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
С точки зрения третьего критерия выделяют:
а) ожидаемую;
б) неожидаемую.
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая - возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.
Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем, в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.