Программа развития
После официального объявления новой «десятилетки» глава Правительства Михаил Фрадков поручил министру экономического развития и торговли Герману Грефу в кратчайшие сроки разработать проект программы развития России. Впрочем, сенсации не состоялось. К концу 2004 года, когда появился на свет проект Программы социально-экономического развития России до 2008 года, всем стало ясно, что никакого удвоения ВВП ни к 2010, ни к 2012 году не будет.
В целом среднесрочная программа, разработанная минэкономразвития, "предполагает выработку инструментов экономического роста, удовлетворяющего четырем критериям: осуществляется высокими темпами, обеспечивая удвоение ВВП за 10 лет; сопровождается прогрессивными структурными сдвигами (то есть обеспечивает диверсификацию экономики) и повышает конкурентоспособность страны; демонстрирует высокие темпы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то есть является устойчивым; обеспечивает сближение по уровню экономического развития с наиболее развитыми странами (то есть темп роста является более высоким, чем среднемировой или чем темп роста в наиболее развитых странах)".
Причем, как полагают авторы документа, "нарастает критическая масса факторов, которая может привести к существенному замедлению роста". К таким факторам они отнесли высокую долю нефтегазового сектора в экономике, отсутствие незагруженных производственных мощностей, а также исчерпание запаса ценовой конкурентоспособности, возникшей после кризиса 1998 года.
Следовательно, делается вывод в программе, "при сохранении сложившейся структуры экономики и ожидаемом падении экспорта российская экономика не сможет выйти на устойчивые темпы роста ВВП выше чем 4-5% в год, даже при высоких мировых ценах и благоприятной динамике импортозамещения".
В документе рассмотрены три основных сценария экономического развития. Базовый или традиционный сценарий отражает сложившиеся тенденции изменения конкурентоспособности и эффективности экономики и не предполагает реализации новых масштабных национальных проектов или стратегий. Второй, инвестиционный и экспортно-ориентированный сценарий развития, опирается на реализацию ряда стратегических проектов в нефтегазовом секторе, транспортной инфраструктуре, а также в инновационной высокотехнологичной сфере. Третий, инновационно-ориентированный сценарий, характеризуется интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного информационного сектора и ослаблением зависимости от сырьевого экспорта. Темп роста ВВП в этом случае практически не уступает второму сценарию, однако показатели диверсификации экономики оказываются выше.
Все три варианта исходят из одинаковых внешнеэкономических условий. В базовом варианте рост ВВП в 2005--2007 годах будет на уровне 4,7% в год, в 2008--2011-м -- 4,4%, затем 4,2. Этот вариант развития можно назвать бесперспективным, не удовлетворяющим требованиям удвоения ВВП. В двух других вариантах в 2005-2007 годах - 6,1%, затем наблюдаются незначительные расхождения. Так, в 2008-2011-м по второму варианту будет 6,2%, по третьему - 6,1%. Зато в более отдаленной перспективе третий вариант оказывается более оптимистичным - 7,2 против 7,1 во втором. Хотя среднесрочная программа ориентирована на 2005-2008 годы, многие из намеченных реформ и стратегий дадут свой результат уже после 2010 года, отмечают в МЭРТ.
Таким образом, в случае воплощения проекта в жизнь, Переломным рубежом, по оценке минэкономразвития, может стать период 2008-2011 годов, когда, с одной стороны, обнажатся барьеры, связанные с недостатком конкурентоспособных мощностей и продуктов и при этом завершится действие ряда защитных мер внутреннего рынка, предусмотренных переходным периодом в рамках вступления в ВТО. С другой стороны, отмечается в документе, может существенно ухудшиться мировая конъюнктура. "Если зависимость от экспорта сырья и топлива к этому времени в достаточной мере не ослабнет, неизбежной станет пауза роста, сопровождаемая значительными социальными издержками", - считают экономисты.