Экономическая роль монополистической конкуренции

Некоторые экономисты утверждают, что монополистическая конкуренция выражается в слишком большом ко­личестве заправочных станций, супермаркетов, ресторанов и т. д., функ­ционирующих вполсилы и запрашивающих неэффективно высокие цены. Но несмотря на высокие цены, каждый получает лишь минимальную при­быль, необходимую для продолжения бизнеса.

Возникает вопрос: является ли монополистическая конкуренция соци­ально нежелательным явлением? Есть две причины, которые компенсиру­ет указанные издержки монополистической конкуренции.

Во-первых, на большинстве рынков монополистической конкуренции Монопольная власть невелика. Высокоэластичный характер спроса говорит о том, что цена и объем производства не слишком отличаются от тех, которые бы существовали при совершенной конкуренции.

Во-вторых, нельзя игнорировать ценность разнообразия продуктов свойственного монополистической конкуренции. Ведь чем больше разнообразие товаров, тем больше вероятность того, что будут полностью удов­летворены вкусы покупателей. Да, если бы сортов мороженого или шоко­лада было бы меньше, цены были бы ниже, но некоторые люди не смогли бы купить свое любимое мороженое или шоколад. В развитом обществе потребители согласны платить больше за разнообразие. Как показывает действительность, польза от разнообразия товара легко перевешивает из­держки от нерентабельности и неэффективности. По мере развития эконо­мики и роста богатства людей увеличение разнообразия становится более эффективным, так как увеличивается спрос на все блага. В очень бедной стране для удовлетворения спроса на многих рынках может быть вполне достаточно продукции только одного типа или одной фирмы. Дифференциацию и совершенствование товара считают благом общества, а также большим преимуществом перед рынком свободной конкуренции.