Чистая монополия

• случайная монополия — возникает в результате времен­ного превышения спроса над предложением данного продукта. Носит временный характер;

• искусственная монополия — возникает в результате ог­раничений на выпуск данного вида продукции со сто­роны государства.

Монополист в состоянии увеличить прибыль при помощи так называемой «ценовой дискриминации» — продажи одного и того же товара разным потребителям по разной цене. Про­давцу в данном случае важно знать, эластичен или ист спрос покупателя на данный товар.

Если спрос потребителя неэластичен, монополист может поднять цену товара — спрос уменьшится на небольшую вели­чину. Соответственно, в случае эластичного спроса на товар цену следует уменьшить. Монополист для определения групп потребителей с эластичным и неэластичным спросом прибега­ет к сегментированию рынка.

Существует опасность, что потребители, получившие товар по сниженной цене, станут перепродавать его по цене несколько большей, но не такой высокой, как для других потребителей. Поэтому монополист вынужден ограничивать реализацию то­вара в одни руки. Например, обычным покупателям определен­ный товар продают по цене в 1 тыс. рублей, а пенсионерам — по 800 рублей. Предприимчивые престарелые граждане вполне могут, выходя из магазина, перепродавать товар по 900 рублей. Обычно таких проблем не возникает на рынке услуг, которые нельзя перепродать. Трудно, к примеру, перепродать стрижку, если парикмахерская обслуживает вас со скидкой (если, конеч­но, не постричь парик).

Выделяют 3 вида ценовой дискриминации:

• каждая единица товара реализуется по цене спроса на нее, а так как цена спроса различна у разных покупате­лей, то и возникает дискриминационный эффект;

• цена продукции одинакова для всех потребителей, но отличается в зависимости от количества приобретаемых товаров;

• разным покупателям продукция реализуется по разным

ценам.

Ценовая дискриминация может возникнуть только в слу­чае, если продавец в состоянии сегментировать рынок, т. е. тем или иным путем установить насколько эластичен спрос различ­ных покупателей. Необходимо, например, выяснить уровень дохода покупателя, а также каким количеством времени он обладает для совершения сделки купли-продажи (чем меньше это время, тем менее эластичен спрос), насколько важен этот то­вар для него.

При помощи ценовой дискриминации монополист присва­ивает значительную часть потребительского излишка покупа­теля.

Ценовая дискриминация может быть выгодна и продавцам, и покупателям. Продавцы увеличивают таким образом свои доходы, а многие потребители, не имевшие бы возможности приобретать продукцию по очень высокой цене, также стано­вятся покупателями.

Продавец может реализовывать одну и ту же жидкость, на­пример, разлив ее в разные емкости с этикетками, допустим, «Шанель № 5» и «Тройной одеколон», разумеется, по разным ценам. В данном случае ценовая дискриминация будет основа­на на выдуманных, несуществующих отличиях товаров, кото­рыми оперируют потребители при покупке.

Виртуозно владеют практикой ценовой дискриминации продавщицы в обычных уличных ларьках. Они почти безошибочно сегментируют рынок, основываясь на таком рыночном сигнале, как внешний вид покупателя. В соответствии с одеж­кой молниеносно принимается решение о том, кому продавать товар дороже, а кому —дешевле, кому давать сдачу полностью, а кому нет.

Перейти на страницу: 1 2 3