Чистая монополия
• случайная монополия — возникает в результате временного превышения спроса над предложением данного продукта. Носит временный характер;
• искусственная монополия — возникает в результате ограничений на выпуск данного вида продукции со стороны государства.
Монополист в состоянии увеличить прибыль при помощи так называемой «ценовой дискриминации» — продажи одного и того же товара разным потребителям по разной цене. Продавцу в данном случае важно знать, эластичен или ист спрос покупателя на данный товар.
Если спрос потребителя неэластичен, монополист может поднять цену товара — спрос уменьшится на небольшую величину. Соответственно, в случае эластичного спроса на товар цену следует уменьшить. Монополист для определения групп потребителей с эластичным и неэластичным спросом прибегает к сегментированию рынка.
Существует опасность, что потребители, получившие товар по сниженной цене, станут перепродавать его по цене несколько большей, но не такой высокой, как для других потребителей. Поэтому монополист вынужден ограничивать реализацию товара в одни руки. Например, обычным покупателям определенный товар продают по цене в 1 тыс. рублей, а пенсионерам — по 800 рублей. Предприимчивые престарелые граждане вполне могут, выходя из магазина, перепродавать товар по 900 рублей. Обычно таких проблем не возникает на рынке услуг, которые нельзя перепродать. Трудно, к примеру, перепродать стрижку, если парикмахерская обслуживает вас со скидкой (если, конечно, не постричь парик).
Выделяют 3 вида ценовой дискриминации:
• каждая единица товара реализуется по цене спроса на нее, а так как цена спроса различна у разных покупателей, то и возникает дискриминационный эффект;
• цена продукции одинакова для всех потребителей, но отличается в зависимости от количества приобретаемых товаров;
• разным покупателям продукция реализуется по разным
ценам.
Ценовая дискриминация может возникнуть только в случае, если продавец в состоянии сегментировать рынок, т. е. тем или иным путем установить насколько эластичен спрос различных покупателей. Необходимо, например, выяснить уровень дохода покупателя, а также каким количеством времени он обладает для совершения сделки купли-продажи (чем меньше это время, тем менее эластичен спрос), насколько важен этот товар для него.
При помощи ценовой дискриминации монополист присваивает значительную часть потребительского излишка покупателя.
Ценовая дискриминация может быть выгодна и продавцам, и покупателям. Продавцы увеличивают таким образом свои доходы, а многие потребители, не имевшие бы возможности приобретать продукцию по очень высокой цене, также становятся покупателями.
Продавец может реализовывать одну и ту же жидкость, например, разлив ее в разные емкости с этикетками, допустим, «Шанель № 5» и «Тройной одеколон», разумеется, по разным ценам. В данном случае ценовая дискриминация будет основана на выдуманных, несуществующих отличиях товаров, которыми оперируют потребители при покупке.
Виртуозно владеют практикой ценовой дискриминации продавщицы в обычных уличных ларьках. Они почти безошибочно сегментируют рынок, основываясь на таком рыночном сигнале, как внешний вид покупателя. В соответствии с одежкой молниеносно принимается решение о том, кому продавать товар дороже, а кому —дешевле, кому давать сдачу полностью, а кому нет.