Введение

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определе­ны. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточен­ным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством прави­тельств и картелей.

Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в со­стоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни од­на компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурент­ной борьбы.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борь­бы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои бо­гатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негатив­ные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социа­льная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

По Смиту, сущность конкурентного поведения производителей составляло «честное» — без сговора — соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не со­перничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке поня­тия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, но­вые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.