Перспективы развития частной и государственной форм собственности в России
В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др. Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированы друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа переплетения – взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путём разгосударствления собственности. Фермерские хозяйства во многих случаях не теряют производственных и экономических связей с колхозами и совхозами, у которых они «унаследовали» землю и определённую часть средств производства. В настоящее время в нашей стране полным ходом идёт переход на «рельсы» рыночной экономики, вырабатываются специфические для нас черты. В России и в других государствах СНГ взят курс на переход к системе, сочетающей частную, государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Если рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то формы собственности. Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи.
Минимущество РФ сформировало предложения по программе приватизации на ближайшие годы. Впервые декларировано, что она охватывает трёхлетнюю перспективу – 2004-2006 гг. и ставит свой целью к 2006 г. предложить частному сектору всё имущество, которое не выполняет государственных функций, а к 2008 – завершить процесс приватизации. В частности, в 2004 г. государство планировало выйти из всех акционерных обществ, где доля государства менее 25% (количественные показатели доли государственного участия в созданных в ходе приватизации АО представлены в Приложении 4).
Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы. Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны ещё долго оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Определённая часть совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может быть сохранена. В рекомендациях различных авторов доля государственной собственности должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов. Ещё долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления.