Отрицательный наклон кривой совокупного спроса
Совокупный спрос и совокупное предложение относятся к основным показателям, характеризующим состояние экономики страны. Они определяются соответственно общей суммой индивидуальных спросов и предложений [21 с.245].
Кривая совокупного спроса информирует нас об объеме всех товаров и услуг, на которые предъявляется спрос при каждом данном уровне цен. На рисунке 10 кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон. Это означает, что при прочих равных условиях, падение общего уровня цен в экономике (от, скажем, Р1 к Р2) приводит к увеличению (от Q1 к Q2) количества товаров и услуг, на которые предъявляется спрос.
Р1
|
| ||||
|
Рисунок 10 – Кривая совокупного спроса
Что лежит за обратной зависимостью между уровнем цен и объемом спроса на товары и услуги? Чтобы ответить на этот вопрос полезно вспомнить, что ВВП (обозначаемый символом Y) есть сумма потребления (С), инвестиций (I), государственных закупок (G) и чистого экспорта (NX), что видно по формуле 3.
Y = C + I + G + NX (3)
Отметим, что каждое из этих четырех слагаемых вносит определенный вклад в объем совокупного спроса на товары и услуги. Государственные закупки рассматриваются как постоянные, т.к. они детерминированы текущей политикой правительства, однако другие компоненты расходов – потребление, инвестиции и чистый экспорт – определяются прежде всего экономическими условиями и, в частности, уровнем цен. Следовательно, чтобы объяснить отрицательный наклон кривой совокупного спроса, мы должны исследовать воздействие уровня цен на количество товаров и услуг, на которые предъявляется спрос, на цели потребления, инвестиций и чистого экспорта.
Эффект богатства (эффект Пигу). Рассмотрим деньги, которые хранятся в бумажнике и на банковском счете. Их номинальная стоимость фиксирована, но реальная стоимость денег – величина переменная. Когда цены на товары и услуги снижаются, ценность денег возрастает, т.к. появляется возможность приобрести большее количество продуктов и услуг. Таким образом, при снижении общего уровня цен потребители ощущают, что их богатство возрастает. Это чувство поощряет их к увеличению расходов, т.е. они предъявляют более высокий спрос на товары и услуги. Особое значение эффекту богатства придавал экономист Артур Пигу (1877-1959), поэтому данную закономерность иногда называют эффектом Пигу [11 с. 682].