Туризм и ВНП, ВВП
Туризм оказывает существенное влияние на ВНП, рассчитываемый и по доходам. В процессе функционирования всех элементов инфраструктуры туризма, всех субъектов туристского комплекса прямо или косвенно формируются соответствующие доли, включаемые практически во все составляющие расчёта ВНП (ВВП) по доходам. Хотя в российской практике, например, туристская рента, в связи с отсутствием необходимой законодательной базы, может и не попадать собственнику туристских ресурсов, а превращаться в прибыль турфирм.
Расчёт ВНП (ВВП) по производству или по добавленной стоимости.
Для функционирования и развития предприятий туристского комплекса страны этот метод расчёта ВНП имеет особое значение. С одной стороны, дело заключается в том, что при производстве туристских продуктов в издержках туроператорских фирм весьма значительна доля услуг их контрагентов (перевозчиков, предприятий размещения, ресторанов и т.д.). Однако услуги этих предприятий являются промежуточными продуктами и в добавленную стоимость не включаются. Именно так и можно очистить ВНП от повторного счёта и определить долю туризма в нём. С другой стороны, в силу того, что величина добавленной стоимости отражает реальный вклад туроператорской фирмы в формирование ВНП, она и должна стать основной базой для налогообложения туроператорских фирм. Хотя в настоящее время некоторые налоги у туроператоров как конечных собственников туристского продукта берутся с полной суммы добавленной стоимости, а некоторые - с валового дохода.
Госкомстат РФ регулярно публикует данные о динамике п структуре ВВП. Из них следует, что показатель ВВП постоянно растёт. Это, в свою очередь, что экономика страны медленно выходит из затяжного экономического кризиса. Однако данные свидетельствуют и о том, что при различных подсчётах величины ВВП, в его структуре, в России туризм и результаты его функционирования отдельно не выделяются. Результаты функционирования туристского комплекса страны либо растворяются в используемых статистикой показателях и, в связи с отсутствием соответствующих методик расчётов, как правило, занижаются, либо не учитываются вовсе. Косвенно данное обстоятельство является своеобразным отражением политики российского правительства по стратегическому развитию туризма за весь период последних экономических реформ, если таковая и существовала, которая была направлена на развитие коммерческого и, прежде всего, въездного туризма, работающего на сокращение ВВП. Итогом именно такой политики является сложившаяся ситуация, по которой, например, объём платных услуг населению в 2000 г. составил 609611 млн. руб., а доля туристско-эксурсионных услуг в нём – 11010 млн. руб., или 1,8%, что соответствует примерно 0,1% от ВВП.
Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества включены в промежуточное потребление и распределены между отраслями, производящими товары и услуги, условно.
Изложенное требует, с одной стороны, соответствующего изменения политики государства по отношению к развитию туризма, с другой – ставит определённые задачи перед статистикой и экономикой туризма по разработке оптимальных инструментов, с помощью которых можно более точно учесть роль и значение туризма в формировании и использовании ВВП (ВНП).
Играя собственную роль в оценке общих результатов макроэкономических процессов, ВНП в то же время выступает базовым показателем для расчётов целой системы других макроэкономических показателей, составляющих систему национальных счетов. Это прежде всего: ЧНП, НД, и личный располагаемый доход (ЛРД) – сумма средств, остающаяся у граждан после вычета индивидуальных налогов.