Французские ТНК на современном этапе
В настоящее время большая часть экспорта французских прямых инвестиций осуществляется через каналы французских транснациональных корпораций. Впрочем, эта тенденция характерна не только для Франции, но и для многих стран мира. На Францию приходится 10 из 100 крупнейших ТНК, по этому показателю она уступает лишь США, Японии и Великобритании, которым в этом списке принадлежат 25, 16 и 12 ТНК, соответственно. К числу крупнейших французских ТНК можно отнести, прежде всего, одного из лидеров глобального медиарынка компанию «Вивенди юниверсал». Сегодня семь членов совета директоров «Вивенди» – американцы. Остальные – французы, представляющие крупные французские компании: продавца одежды, дорогих напитков и украшений «Эл Ви Эйч Эм», производителя оборудования связи «Алкатель», банк «Би Эн Пи Парибас» и группу по производству цемента «Сант-Гобаин». Важно отметить, что все эти компании, активно развивая бизнес за рубежом, также превратились из французских в транснациональные.В 1990-1999 гг. объем накопленных инвестиций французских компаний заграницей достиг 298 млрд. долларов, а доля французского бизнеса на мировом рынке выросла до 7,8%.1 Первоначально стремление французов работать за рубежом поощрялось. В частности, именно Жак Ширак одобрил слияние и сделки «Вивенди» с американскими компаниями. Однако он же в 2002 г. фактически обвинил главу «Вивенди» Жан-Мари Мессье в насильственном насаждении американской культуры посредством телевещания. И сегодня уже многие, даже
См.1 Вутянов В. Новые тенденции организации международного бизнеса французскими ТНК // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №9. - С.112.
умеренные политики называют предпринимателей типа Мессье предателями, для которых «интересы иностранных инвесторов выше интересов Франции».Тем не менее, с экономической точки зрения деятельность французских ТНК приносит стране положительные результаты. Трансграничные слияния и поглощения уменьшали уязвимость французских приобретающих компаний и способствовали более рентабельному ведению операций. При этом, как правило, происходило некоторое преобразование организационной структуры компаний. В частности, особенностью Франции является появившаяся в 90-х гг. тенденция к организации промежуточных компаний. В них работает небольшое число высококвалифицированных специалистов-менеджеров, которые организуют работу иностранных подрядных предприятий. Последним ТНК передает все функции по созданию товара, кроме управления, т.е. головная компания в данном случае выступает в качестве исследовательской, дизайнерской и маркетинговой компании, вкладывающей капитал в рекламу, а не в производство. Подобная форма организации и управления позволяет ТНК Франции производить конкурентоспособную продукцию без затраты средств на создание заводов. Промежуточные компании получили распространение, прежде всего, в отраслях, занятых производством потребительских товаров, в меньшей степени – бытовой и компьютерной техники. Причем их создание дает французским ТНК явное преимущество перед традиционными вертикально-интегрированными монополиями других стран, что имеет важное значение на фоне увеличивающейся в ЕС конкуренции между различными ТНК. Кроме того, именно ТНК имеют ярко выраженные конкурентные преимущества в сфере услуг и наукоемких отраслях промышленности по сравнению с национальными компаниями. Следовательно, деятельность французских ТНК способна повысить уровень развития в стране отраслей «новой экономики», что, как было указано в предыдущем пункте, сделает инвестиционный климат во Франции еще более привлекательным.