Уровень и эволюция подготовки кадров во Франции
Трудно преувеличивать сегодня экономическое значение образования. Для Франции важно не только общее значение образования в условиях научно-технической революции, гигантских технологических сдвигов, ею порожденных, возрастание объемов знаний, необходимых работникам и их постоянное обновление. Высокий уровень квалификации рабочих, техников, инженеров необходим французской экономике, чтобы выжить перед лицом растущей европейской и мировой конкуренции. Это требует создания современной системы образования, не уступающей лучшим иностранным образцам.
В годы после Второй мировой войны школа была всегда в центре общественной борьбы. В итоге, в этот период было сделано немало для улучшения содержания подготовки и организации школьного дела. В 1959 году обязательный срок обучения во Франции продлен до 16 лет. Важную роль сыграл закон об ориентации образования, принятый в 1989 году (закон Жоспена). Ставилась задача довести 80% выпускников средней школы до уровня бакалавров.
В итоге послевоенного развития сложилась весьма своеобразная и развитая система подготовки кадров.
Обращают на себя внимание прежде всего масштабы сложившейся системы. Она охватывает сегодня более 14 млн учащихся и студентов и свыше 1 млн учителей, профессоров и других работников школ. Таких размеров образовательных структур Франция не знала никогда в прошлом. Изменения в этой области произошли очень серьезные. Но довести долю бакалавров до 80% пока не удалось.
Основную тяжесть расходов на образование несет государство. А удельный вес предприятий в финансировании школы во Франции очень низок, особенно, если мы сравним положение здесь с ситуацией в США. Почти каждый американский университет имеет частных спонсоров. Общие расходы на образование, осуществляемые частным капиталом США приближаются к уровню государственных, а во Франции лишь 5% от общего финансирования образования.
По общим размерам расходов на образование и их удельному весу в стоимости валого внутреннего продукта Франция в последние годы входит в число наиболее развитых стран мира. В 90-х годах по данным ООН, среди наиболее крупных стран Запада Франция делила с Японией 1-е и 2-е места.
Подводя итоги, надо подчеркнуть, что в ходе послевоенного развития улучшилось качество французской рабочей силы. К традиционным чертам французских работников, известных и ранее (их тщательности, вкусу, честности), благодаря улучшению образования и профессиональной подготовки, добавилась более высокая квалификация, что, несомненно, было важным фактором роста производительности труда в стране.