Население

На 1 января 2001 года численность населения Франции составляла 60,7 млн. человек, что эквивалентно 16% населения всего Европейского Союза. Из них 59 млн. проживают в метрополии и 1,7 млн. – в 4 заморских департаментах. За последнее десятилетие население страны увеличивалось приблизительно на 250 тыс. человек в год: примерно на 200 тыс. человек за счет естественного прироста и на 50 тыс. – за счет миграционного притока. При этом Франция является одной из густонаселенных территорий планеты, но средненаселенной в Европе: по плотности она занимает 9-е место в Европейском Союзе, находясь далеко позади Нидерландов, Великобритании, Германии и Италии.Согласно переписи 1999 года, во Франции насчитывалось 4,3 млн. иммигрантов (т.е. около 7% населения), среди которых основную массу составляют арабы из стран Магриба, африканцы из тропической Африки, португальцы, испанцы, китайцы и вьетнамцы. Причем, с 1990 по 1999 год число иммигрантов возросло на 3%, то есть увеличилось в той же пропорции, что и остальное население, что вызывает недовольство многих коренных французов. Необходимо отметить, что население Франции может в действительности гордиться одним из самых высоких уровней жизни на планете по классификации ООН. По показателю индекса развития человеческого потенциала, который рассчитывается на основе средней продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни, Франция занимает 12-е место, в то время как Россия лишь 62-е. И неудивительно, ведь уровень грамотности взрослого населения во Франции составляет 99%, а по показателю средней продолжительности жизни женщин (82,7 года) Франция занимает лидирующее положение среди всех европейских стран.Такие результаты достигнуты, прежде всего, благодаря одним из лучших в мире систем социального страхования и медицинского обслуживания. Так, французская система социального страхования включает в себя пособия по безработице, пенсии по старости и инвалидности, различные семейные пособия, компенсацию расходов на лечение и др. Она основывается на принципе перераспределения доходов (выплаты субъектам социального страхования производятся путем отчислений со стороны экономически активной части населения). В результате, французское общество остается одним из самых однородных и наименее несправедливых. Однако высокая продолжительность жизни населения приводит к увеличению числа пожилых людей по отношению к экономически активному населению. Это свидетельствует о старении населения и может привести к отрицательным последствиям, особенно на фоне сокращения рождаемости, уровень которой уже сегодня невысок и составляет 1,89 ребенка на 1 женщину. Эти процессы уже привели к возникновению дефицита фондов социальной защиты, и многие специалисты высказывают очень серьезные опасения, в частности, применительно к пенсионной системе. Если прогнозы демографов оправдаются, то доля населения старше 60 лет увеличится с сегодняшних 20% до трети к 2040 г. В результате, вместо двух работников, отчисляющих средства для одного пенсионера, останется только один. В такой ситуации либо работнику придется увеличить отчисления, либо пенсионеры будут получать меньше, либо возраст ухода на пенсию придется увеличить. Ни один из этих вариантов не является политически приемлемым, к тому же возникает угроза экономической нестабильности. Такая ситуация может быть разрешена в случае, если сам механизм формирования пенсионных фондов будет изменен, т.е. если на смену модели «солидарности поколений» придет так называемая «англосаксонская» модель формирования накопительных фондов.[1] Однако французам исторически ненавистна «англосаксонская» модель, особенно тем из них, кто помнит слова президента Шарля де Голля, который 40 лет назад решил противопоставить американской модели капитализма французскую. «Франция покажет миру, – говорил де Голль, – как построить промышленную цивилизацию, которая не происходит от американской модели и в которой человек будет являться конечной целью, а не только орудием этой цивилизации». Поэтому демографический кризис – лицо гораздо более серьезного явления, которое многие исследователи называют кризисом французской идентичности, заключающимся в том, что в ряде случаев «французская модель» проявляет себя как неэффективная на данном уровне развития, но при этом французы сердцем все еще не хотят эту модель менять. Как этот кризис будет разрешен, во многом зависит от премьер-министра Франции, который объявил проведение пенсион весной 2003г.