Сущность функционирования мировых финансовых институтов
Важнейшим организационным звеном международной финансовой системы является созданный на основе Бреттонвудского соглашения Международный валютный фонд (МВФ). Эта наднациональная валютно-кредитная организация предназначена для упорядочения валютных отношений ее членов, для устранения национальных валютных ограничений, для создания международной системы платежей по текущим операциям. На МВФ возлагается контроль за соблюдением странами его устава и оказание финансовой помощи для покрытия дефицита платежных балансов бедствующих стран. МВФ является специализированным представительством ООН. Он отчитывается перед Советом по экономическому и социальному развитию, но не зависит от него в вопросах членства, финансов и штатов. Ресурсы фонда формируются за счет уставного капитала и накоплений. Уставной капитал образуется из обязательных взносов стран-членов. Для каждого государства установлена вступительная квота в соответствии с ее долей в международной торговле. Размер квоты определяет число голосов, которые имеет страна при решении валютно-кредитных вопросов, а также объем кредитов, которые она может получить в нем. Согласно уставу МВФ, 25% общего взноса страна должна предоставить в золоте, остальные 75% - в иностранной валюте. (В Ямайской валютной системе место золота заняла свободно используемая валюта и СДР). Каждая страна при вступлении автоматически получает 250 голосов плюс один дополнительный голос за эквивалент каждых 400 тыс. долл. (СДР) займов, предоставленных на день голосования, за счет уменьшения голосов у страны-должника. Для принятия решений согласно уставу требуется, чтобы за него проголосовало 60% всех участников, имеющих не менее 85% всех голосов. В настоящее время наибольшим числом голосов обладают: США - 19,3%, Великобритания - 6,7%, ФРГ - 5,8%, Франция - 4,8% и Япония - 4,6%.
Любой участник МВФ имеет право на получение кредита в пределах золотой (в Ямайской валютной системе - резервной) и четырех кредитных долей, каждая из которых, как правило, равна 25%. В пределах резервной (золотой) доли нужная валюта предоставляется автоматически. Кроме того, если страна является кредитором, то это правило распространяется и на всю сумму предоставленных ею через Фонд кредитов. Однако эти займы должны использоваться лишь на покрытие дефицита платежного баланса,но не могут пополнять национальные валютные ресурсы. Эти кредиты составляют "резервную позицию страны в МВФ" и относятся к особой части международной ликвидности.
Формальная кредитная сделка через МВФ представляет собой не кредит в обычном понимании слова, а обмен национальной валюты в МВФ требуемую валюту (сделка "транш" - tranch). А выплата кредитов, т. е. выкуп собственной валюты, может осуществляться лишь в валюте кредитора Фонда, но не его должника. К представлению займа в пределах первой кредитной доли (25-50% квоты) МВФ подходит либерально, считая, что страна сама в состоянии справиться со своими платежными проблемами. Получение займов в пределах второй - четвертой доли (50-125% квоты) сопряжено со все возрастающей сложностью. Он предоставляется только тогда, когда МВФ убежден, что эти ресурсы будут использованы в нужном Фонду направлении. Он категорически выступает против того, чтобы эти займы служили для финансирования программ развития. Предоставление таких кредитов связано с принятием страной "стабилизационной программы", т. е. комплекса мер, которые должны улучшить, по мнению МВФ, состояние платежного баланса страны-заемщика. В качестве отдельных требований могут быть:[4]
· девальвация национальной валюты;
· замораживание заработной платы;
· отмена субсидий со стороны правительства;
· повышение налоговых ставок;
· сокращение объема государственных кредитов;
· допуск в страну иностранного частного капитала и т. д.
Кроме того, величина кредита разбивается на несколько долей и предоставление каждой следующей части может происходить лишь по мере выполнения условий Фонда по предыдущей. Стандартный срок кредита МВФ составляет 3-5 лет. Кроме уставного капитала и общих кредитных ресурсов МВФ имеет еще ряд специальных фондов. Ресурсы этих фондов, как и вся кредитная практика в 80-е годы, направлена почти исключительно на кредитование развивающихся стран. Будучи членом МВФ можно вступить в МБРР. Согласно уставу, страны обязаны предоставить только 10% своей квоты в кредитный фонд МБРР (1% - золото, сейчас свободно используемая валюта, 9% - национальная валюта). Остальные 90% МБРР (мировой банк реконструкции и развития) может потребовать лишь в случае отсутствия у него ресурсов в данной валюте для срочного погашения обязательств.