Особенности осуществляемой приватизации и ее влияние на монополизацию экономики
Анализируя влияние проводимых реформ на повышение эффективности экономики и на активизацию процессов накопления капитала нельзя не заметить их низкую отдачу. Одна из главных причин - высокий
уровень концентрации собственности, ее монополизации.
Применяемые в настоящее время формы и методы приватизации способствуют преимущественному акционированию собственности институциональными инвесторами. В результате на фоне по сути незначительного разгосударствления экономики не происходит истинной демонополизации в институциональной сфере.
Сущность и формы владения национальным капиталом общества, а также его присвоения и распределения остаются монопольными. На
смену господствовавшей в производственных отношениях государствен
ной монополии приходят новые институциональные монополии
в виде лоббистских группировок ВПК, ТЭК, АПК, финансово-промышленных групп, а также узких социальных групп: директорского корпуса, руководителей местных региональных органов власти, мафиозных кланов, имеющих проводников своих интересов среди государственных чиновников во властных и силовых структурах (т. е. чиновничье-мафиозных кланов). Формирование таких монополий усиливает противоречия в системе производственных отношений общества.
Таким образом, с одной стороны, наблюдаются тенденции усиления и укрупнения отраслевого монополизма, выражающиеся в формировании монопольных олигархий не только в финансовой сфере, но и в других сферах: в сельском хозяйстве, в промышленности, в ресурсном комплексе страны, а с другой стороны, борьбу за передел собственности ведут между собой не только легально оформившиеся структурные монополии, выражающие интересы тех или иных лоббистских групп, но и социальные прослойки общества, не имеющие структурного оформления, но с амбициями монополистов. Речь идет о государственно-чиновничьей монополии, а в последнее время все активнее включается в этот процесс формирующаяся монополия региональных элит, включающая руководителей региональных и местных органов власти. Эти монопольные группы представляют весьма узкие социальные слои общества, но они в силу своего должностного положения или в силу наличия огромных финансовых средств получают реальные возможности использовать самые различные организационные структуры для реализации своих интересов. При этом в ходе приватизации происходит смычка мафиозно-клановой монополии либо с государственно-чиновничьей монополией, либо с административно-директорской монополией, либо с монополией региональных элит, либо со всеми ними сразу. Отрицательные последствия такой приватизации для стабилизации национальногй экономики и процесса накопления национального капитала очевидны. Используемый в России механизм приватизации обслуживает интересы сложившихся ранее и вновь возникающих групп монополистов. При действующих условиях хозяйствования эти группы подавляют любых аутсайдеров, блокируют инициативу предпринимателей не монополистов, нарушают интересы трудовых коллективов и потребителей.
Реализуемые до сих пор механизмы ваучерной и аукционной приватизации без должной законодательной базы и законодательных ограничений показали свое несовершенство. Эти механизмы фактически служат сохранению монополизма в экономике. Очевидна необходимость скорректировать механизмы приватизации в свете потребности в демонополизации экономики[4,с.187-188].