Монополизм и конкуренция
В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная), Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения), Минский тракторный завод (пропашные тракторы). Минский «Атлант» (холодильники и морозильники).
Особенность монополизма в ряде отраслей состоит в том, что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.
Белорусским монополиям свойственны негибкость, экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, незагруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности - от 17-25 до 50%, при необходимых для рентабельного производства 60%), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность (в ряде случаев в начале 90-х годов она не достигала и 1%) - таковы некоторые характеристики отечественных монополистов.
Правительственные документы по ценовой политике и экспортно-импортным отношениям поставили ряд монополистов на грань банкротства. В настоящее время их целевой функцией является обеспечение способов выживания в условиях неопределенности и непредсказуемости перспектив существования.
Так, единственный в республике производитель сухого детского питания Волковысское ОАО «Беллакт» разоряется вследствие сдерживания цен на свою продукцию. Ценовая политика государства обусловила отсутствие оборотных средств. Долги предприятия в начале 1999 г. составили 172 млрд. белорусских рублей и 420 тыс. долл. Имея в ассортименте около 20 наименований продукции, в настоящее время оно производит только два. В условиях высокой инфляции у предприятия есть только два пути выживания — рост цен или сокращение предложения (объемов производства).
Принудительное разукрупнение рыночных монополий в разных странах является средством усиления конкуренции, а в трансформируемой экономике Республики Беларусь сопровождается усилением монополизма, появлением новых монополистов - производителей промежуточной продукции, заготовительных и других. Ликвидация СССР привела к появлению монополизма и поставщиков ресурсов для Беларуси, причины искусственного создания которого - командно-административное прикрепление к поставщикам предприятий-потребителей, лимитирование объемов поставок, запрет на реализацию сырья и материалов за пределы определенной территории и т.п.
Разрушение госснабовской системы привело к потере сводной информации о производителях. Организации бывшего Госснаба превратились в коммерческие структуры, монополизировавшие складское и транспортное хозяйство, информационные базы данных, стали диктовать свои кабальные условия при заключении хозяйственных договоров. Так, Минский автомобильный завод и Жлобинский металлургический, имевшие налаженные хозяйственные связи, приобретают сегодня продукцию друг друга через посредническую коммерческую фирму, что сказывается на росте цен.