Mонополизм в современных условиях
По оценкам зарубежных специалистов начинающему белорусскому бизнесмену для основания предприятия по производству, например, мебели необходимо получить визы не менее 70 должностных лиц, что может длиться до 7 месяцев. В республике, по данным 1997 г., ежемесячно обнародовалось около 150 указов и постановлений, причем некоторые из них имели обратную силу, законодательные акты иногда публиковались спустя шесть месяцев со дня их принятия, а нормативные — зачастую вводились в действие административными указами. Проекты законов публикуются редко и недоступны для заинтересованных сторон. Возможна ситуация, когда отдельные предприятия освобождаются от уплаты налогов и пошлин, получают .льготное финансирование.
Государственный монополизм в республике проявляется в работе 27 министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на продажу товаров и услуг, например, «Торгэкспо», «Белагронпторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления, например, «Белпром», «Белбуд», «Беллегпром», «Бсллес-бумпром», «Белсельхозпром», «Белнефл'егаз» и др.). Многие из белорусских концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные барьеры для выхода па рынок новых производителей и нерациональная монополистическая структура, прежние стиль, принципы.
В ряде случаев происходит усиление монополизма интегрированных хозяйственных объединений, ограничение самостоятельности входящих в их состав предприятий, особенно в тех структурах, которые созданы на базе бывших министерств и ведомств наделены достаточно широкими властно-распорядительными полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о государственных концернах, корпорациях и других объединениях с четким определением их правового статуса, задач, функций, полномочий, особенно входящих в их состав субъектов хозяйствования.
Увеличилось количество носителей монопольной власти
. Кроме государства
(правительства, министерств и ведомств), ряда организаций (особенно торговых – розничных и оптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная) элита,
включающая и так
называемую «вертикаль» - должностных лиц, руководителей районного и областного масш
табов; промышленная элита (директорский
корпус), посредники, отдельные предприятия
- немонополисты, руководители теневого биз
неса. Объем «теневой экономии» в респуб
лике составляет 21-25% ВВП.
В процессе сращивания управленческой элиты государственных структур с представителями частного предпринимательства, в том числе теневого и мафии, государственного и негосударственного монополизма в переходной экономике появилась новая разновидность монополизма - государственно-частного, сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах деятельности.
Возможности формирования конкурентных рыночных отношений ограничены частым вмешательством властей в деятельность предприятий. В совете директоров АК «Славнефть» представлены 4 зам. министров: Топливно-энергетического комплекса, Министерства государственного имущества, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (с российской стороны), а также один зам. министра Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации (с белорусской стороны).
Примерами усиления государственной монополистической практики являются: государственная интервенция в акционерные компании — введение в 1997 г. «золотой акции»,особого права государства вмешиваться в деятельность акционерных компаний: принятие декрета о гарантиях вкладов физических лиц в валюте, дискриминирующий отдельные банки; предоставление монопольных прав на экспорт шерстяных тканей концерну «Беллегпром». Указ «О некоторых мерах по координации деятельности Национального банка» (март 1998г.) юридически закрепил фактическое руководство правительства денежно-кредитной политикой, установив обязательность принимаемых им решений для Национального банка.