Финансирование НТП
Финансирование НТП включает формирование и использование специальных фондов для ускорения НТП на всех уровнях управления. По своей экономической природе эти фонды являются частью общественных издержек производства и служат формой их резервирования, переноса авансированных затрат на стоимость готового продукта. Фонды финансирования НТП по своей роли в процессе воспроизводства близки к амортизационным отчислениям. Они компенсируют затраты хозрасчетных предприятий и НТО на создание и освоение нововведений (с учетом неравномерности затрат по фазам цикла) и страхуют связанный с этим риск. Аксессуары для бани и сауны в воронеже vrnBanya.
Компенсационные фонды носят возвратный характер. В безвозвратном финансировании нуждаются лишь затраты на фундаментальные исследования, не рассчитанные на экономический эффект или дающие его лишь в отдаленной перспективе. В остальных случаях средства для создания указанных фондов образуются за счет отчислений от стоимости продукции в период массового использования нововведения. В начале 80-х годов лишь половина затрат на освоение новой техники компенсировалась из соответствующих фондов.
Другая половина покрывалась за счет снижения рентабельности в первые годы выпуска новой продукции (это делало невыгодным обновление номенклатуры) или повышения цен за счет завышенной калькуляции затрат (это приводило к невыгодности новой техники для потребителя). В новых условиях хозяйствования для финансирования НТП используется несколько фондов.
Фонд фундаментальных исследований при АН СССР, республиканских и отраслевых академиях создается за счет ассигнований из союзного, республиканского и местного бюджетов, а также целевого финансирования поисковых НИР и работ по созданию научного задела из средств министерств, предприятий, НТО, благотворительных фондов и других спонсоров. Средства распределяются по решению научных советов и общественных органов, причем поддерживаются все направления современной науки, по которым можно ожидать новых результатов, включая альтернативные проекты.
Фонды финансирования государственных и международных научно-технических программ, планов МНТК а также других работ по созданию принципиально новой техники и технологии формируются обычно на долевых началах за счет госбюджета н средств заинтересованных предприятий, НТО, министерств, концернов, ассоциаций, банков, финансовых фондов, местных Советов и т.д. Эти затраты носят строго целевой и возвратный характер. В них включается и банковские кредиты.
Инновационные фонды могут быть образованы в каждом регионе за счет средств разработчиков и потребителей научно-технической продукции (они частично исключаются из налогообложения), банковских вложений, а также средств республиканского и местного бюджета, заинтересованных предприятий. Они служат для финансирования малых НТО, инициативных проектов разрабатываемых отдельными учеными и специалистами или их группами, а также для оплаты оказываемых им консультационных, патентных инжиниринговых и других технических услуг.
Дополнительным источником финансирования разработок со значительным экологическим и социальным эффектом служат целевые субсидии (субвенции), льготы по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация части затрат за счет инвестиционных фондов м потребителей, а также целевые дотации покупателям новой дорогостоящей продукции в первые годы ее выпуска Фонд развития производства, науки и техники предприятий (объединений) образуется за счет пяти основных источников: