Эластичность спроса по доходу
Вспомним определение ценовой эластичности спроса:
Этот коэффициент дает нам независимую от единиц измерения меру чувствительности величины спроса к изменению цены.
Эластичность спроса по доходу используется для описания реакции количества спроса на изменение дохода; определение этой эластичности есть: https://arhidek.ru термопанели под кирпич для наружной отделки фасадные термопанели.
Вспомним, что нормальным товаром называется такой товар, для которого увеличение дохода ведет к увеличению спроса; следовательно, для такого рода товара эластичность спроса по доходу положительна. Товар низшей категории — это такой товар, для которого увеличение дохода ведет к уменьшению спроса; для этого рода товара эластичность спроса по доходу отрицательна. Экономисты иногда используют термин "предметы роскоши", означающий товары, для которых эластичность спроса по доходу больше 1: увеличение дохода на 1% приводит к увеличению спроса на товар, являющийся предметом роскоши, более чем на 1%.
Однако согласно широко используемым приближенным подсчетам, значения коэффициентов эластичности спроса по доходу имеют тенденцию группироваться вокруг 1. Причину этого можно увидеть, исследовав бюджетное ограничение. Запишем бюджетные ограничения для двух различных уровней дохода:
.
Вычтем второе уравнение из первого и, как обычно, обозначим разности через Δ:
Теперь умножим и разделим цену i на хi/хi и поделим обе части уравнения на т:
Наконец, поделим обе части уравнения на Δт/т и обозначим долю расходов на товар i как si = piXi/m. В результате получим уравнение
Из этого уравнения следует, что среднее арифметическое взвешенное коэффициентов эластичности спроса по доходу равно 1, причем весами выступают доли расходов на соответствующие товары. Предметы роскоши, у которых эластичность спроса по доходу больше 1, должны уравновешиваться товарами с эластичностью спроса по доходу, меньшей 1, так что в среднем эластичности спроса по доходу близки к 1.(4. стр.299 - 310)
Сравнение кратко- и долгосрочного коэффициентов эластичности. При анализе спроса и предложения важно выделять продолжительность периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее года — краткосрочный период. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.
Для многих товаров спрос более эластичен от цены для длительного, а не для короткого. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.
Пример: Резкое повышение цен на бензин, уменьшает количество его продаж в краткосрочном периоде, но это влияет на спрос на автомобили, который может изменяться только в долгосрочном периоде.