Государственное регулирование экономического роста
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.
1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
2. В противоположность кейнсианцам , сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.
Графически (рис.1.1) экономический рост может быть представлен как постоянный сдвиг вправо кривой производственных возможностей. Этот сдвиг означает, что растет способность экономики производить товары и услуги. Однако экономика может и не реализовать все свои возможности, если не будут полностью заняты ее ресурсы (труд, физический капитал и др.), т.е. графически экономика будет «действовать внутри треугольника ОАВ». Чтобы оставаться на кривых АВ и CD, совокупный спрос должен увеличиваться быстро и полностью использовать производительную способность растущей экономики.
Экономика не будет действовать на кривой производственных возможностей также и в том случае, если какой-либо из ее ресурсов не будет эффективно распределен, т.е. задействован там, где он наиболее продуктивен и полезен.
Рис. 1.1 Экономический рост и кривая производственных возможностей
Если экономика должна действовать на постепенно смещающейся вправо кривой производственных возможностей, ее ресурсы должны быть полностью заняты и эффективно размещены. Для устранения неполной занятости фискальная и денежная политика должны стимулировать достаточно быстрый рост совокупного спроса, чтобы использовать растущую продуктивность экономики. Темп роста совокупного спроса и экономический рост взаимосвязаны. Если этот темп будет недостаточен, то снизится занятость ресурсов, возникнет недогрузка мощностей и часть инвестиционных товаров не будет произведена. А не произведенные сегодня инвестиционные товары завтра не смогут произвести потребительские товары. При недостаточном темпе роста совокупного спроса экономика будет действовать внутри кривой производственных возможностей .