Введение
Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.
Становление в России рыночной системы хозяйствования усиливает роль предприятий торговли в развитии производства и сферы обращения. Наблюдается увеличение торгового сектора экономики, что соответствует объективным мировым процессам. Экономическая свобода как условие и следствие рыночных отношений предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия.
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной работы торговых предприятий, что требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рынка.
Деятельность предприятий в условиях рыночной экономики подчинена цели получения прибыли, поскольку предприятия несут полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности. Убедительные примеры, подтверждающие предположение о максимизации прибыли как единственном долговременном финансовом интересе любой фирмы, приведены в различных изданиях, посвященных экономической теории рыночных отношений. В связи с этим, одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности каждого торгового предприятия является доход, который выступает финансовой основой деятельности, а также основой формирования прибыли предприятия и покрытия его расходов.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность темы, выбранной для данной дипломной работы.
Объектом проводимого в дипломной работе исследования является ЗАО «Компания ФРАКАСС» - торговое предприятие, осуществляющее свою деятельность в сфере торговли с 1996 года.
Предметом дипломного исследования являются доходы торгового предприятия, и направления их оптимизации.
Таким образом, целью проводимого исследования является всесторонний анализ доходов, получаемых торговым предприятием, а также поиск резервов их увеличения.
В соответствие с целью исследования в данной работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыто теоретическое содержание экономической категории доходов торгового предприятия;
- приведена классификация основных видов доходов, получаемых торговыми предприятиями, с учетом бухгалтерского, налогового и традиционного экономического подхода;
- подробно рассмотрена торговая надбавка как источник формирования валового дохода, а также освещен опыт западных стран в формировании торговой надбавки;
- указаны основные направления распределения доходов на торговом предприятии;
- рассмотрены способы расчета валового дохода торгового предприятия;
- проведён анализ динамики доходов ЗАО «Компания ФРАКАСС» за период с 2000 по 2003 г.;
- проведён факторный анализ доходов ЗАО «Компания ФРАКАСС»;
- определена точка безубыточности хозяйственной деятельности ЗАО «Компания ФРАКАСС»;
- осуществлено планирование доходов ЗАО «Компания ФРАКАСС» с использованием экономико-математического метода;
- указаны возможные резервы увеличения доходов торгового предприятия;
- приведена классификация твердых сычужных сыров,
- изучены факторы, под влиянием которых формируется качество твердых сычужных сыров;
- также указаны требования, предъявляемые к качеству сыров.
Дипломная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы, представленные на 126 листах печатного текста, а также приложения.
В первой главе диплома дается общая характеристика доходов торговых предприятий, описаны их основные виды, к которым относятся доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления, подробно рассмотрена торговая надбавка как основной источник поступления доходов и освещен опыт развитых стран в применении системы торговых надбавок, показаны возможные направления распределения доходов на торговом предприятии, проиллюстрированы основные способы расчета валового дохода торгового предприятия.
Во второй главе приводится анализ динамики основных показателей доходов ЗАО «Компания ФРАКАСС», основанный на фактических данных, предоставленных руководством предприятия, а также проведён факторный анализ, с помощью которого выявлены факторы, влияющие на доходы, и оценено их количественное влияние.