Диверсификация производства: цели и направления деятельности.
Таблица 3.1.Эволюция диверсификации про изводства | ||||
Эпохи исторического развития |
Экономические предпосылки |
С редства достижения целей производства |
Преобладающая форма организации производства |
Последствия |
Эпоха массового производства (до конца 20-х годов) |
Концентрация производства и централизация капитала в пределах отрасли |
Создание товара для рынка. Снижение издержек производства |
Специализация производства ("чистые отрасли") |
Создание товарных рынков |
Эпоха массового сбыта (до середины 50-х годов) |
Концентрация капитала в пределах отраслей. Товарная конкуренция Перенакопление капитала в пределах отраслей. Структурная конкуренция |
Манипулирование набором товаров, используемых в определенной области Манипулирование набором отраслей (производство технологически взаимосвязанной продукции) Перелив капиталов в другие отрасли и сферы деятельности. Манипулирование набором отраслей и сфер деятельности |
Горизонтальная дифференциация. Продуктовая (товарная) диверсификация. Вертикальная интеграция. Отраслевая диверсификация (набор отраслей) Многоотраслевая диверсификация (набор отраслей и сфер деятельности) |
Преодоление границ товарных рынков Отраслевые рынки Преодоление границ отраслевых рынков. Национальные рынки |
Постиндустриальное общество |
Перенакопление капитала в отдельных странах Критическая масса объемов производства в мировом масштабе Конкуренция между фирмами, деятельность которых оптимизирована в мировом масштабе |
Экспорт капитала в другие страны. Регулирование мирохозяйственных связей Оптимизация прибыльности в пределах деятельности Стратегия глобальной оптимизации деятельности |
Географическая диверсификация (набор стран). Международная интеграция Интернационализация производства Глобальная диверсификация |
Преодоление границ национальных рынков. Региональные рынки. Эффект мультипликации на мировом уровне Преодоление границ региональных рынков |
Эпоха информационных и компьютерных технологий (с конца 90-х годов) |
Мировая конкуренция |
Глобальная оптимизация мирохозяйственных связей |
Мировая экономика |
Мировой рынок |
Каждый последующий этап был шагом в достижении целей производства и отличался изменением приоритетов в развитии предпринимательской деятельности.
Анализ результатов англоязычных исследований позволяет выделить мотивы и цели, которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов предпринимательской деятельности. Мотивы: