Проблема дефицита бюджета Нижнего Новгорода в 2005 году
В бюджете также запланированы расходы на проведение выборов главы города и депутатов Гордумы в размере 12 млн. рублей. На 10 млн. рублей по сравнению с 2004 годом планируется снизить затраты на содержание аппарата управления, на 2 млн. рублей уменьшается финансирование физкультуры и спорта. Все муниципальные предприятия, учреждения и организации обязаны добиться экономии средств на услугах ЖКХ в размере 10% и экономии фонда заработной платы в размере 5 %. Кроме того, с учетом планируемой инфляции на уровне 9% и повышения зарплаты бюджетникам на 20% вышестоящие бюджеты недодали городу около 1 млрд. рублей.
Как видно из вышесказанного дефицит бюджета в 2005 году довольно существенен. Тогда возникает вопрос, каким образом чиновники департамента финансов собираются этот дефицит покрыть.
Дефицит бюджета Нижнего Новгорода в 2005 году будет покрываться за счет кредитов коммерческих банков. Об этом заявила 12 января 2005 года директор департамента финансов и налоговой политики Светлана Утросина. Также источником покрытия дефицита станут средства, полученные от возврата кредитов, ранее выданных городом, сообщила Утросина. Она напомнила, что в 2004 году город отказался от размещения на ММВД облигационного займа, так как его предлагали разместить под 17% годовых, которые пришлось бы платить в течение года. Коммерческие банки предлагали городу краткосрочные кредиты по 13% годовых, что являлось более выгодным.
На мой взгляд, для того, чтобы сократить бюджетный дефицит, городу необходимо сократить расходы на проведение выборов. Дело в том, что в ряде регионов России в последнее время практикуется проведение так называемых «смешанных выборов». По моему мнению, это необходимо сделать и в Нижнем Новгороде. Тем более на выборы губернатора в бюджете не планируются расходы вообще, поскольку с 2005 года губернатора назначает Президент РФ, а Законодательное Собрание субъекта РФ его утверждает. Все это приводит к снижению расходов бюджета Нижнего Новгорода на несколько миллионов рублей. Кроме того, расходы на муниципальный транспорт также вполне реально сократить на несколько процентов. Дело в том, что согласно Федеральному закону №122 большинство льготников теперь оплачивает свой проезд в муниципальном транспорте (или приобретает льготный проездной билет). Так вот, на мой взгляд, расходы в этой категории необходимо, по сравнению с 2004 годом, оставить на том же уровне, но записав их в бюджете с учетом инфляции (9%). Другими словами, расходы из бюджета будут выделяться в том же объеме, что и в прошлом году, но муниципальный транспорт реально будет получать больше средств, согласно новому закону.
Другим источником финансирования дефицита являются кредиты в коммерческих банках. Брать кредиты конечно надо. Но нельзя забывать, что за пользование кредитом необходимо платить проценты. А на это денег в городском бюджете может и не найтись.
Также, на мой взгляд, необходимо добиваться поступления средств из федерального бюджета, поскольку, как говорилось выше, город недополучил этих средств в размере 1 млрд. руб.
До этого, говорилось о расходах бюджета. Но есть и другой путь – это увеличение доходов. Ни для кого не секрет, что «ГАЗ» приносит существенный доход в бюджет Нижнего Новгорода. Я не предлагаю увеличить для завода налоговую ставку. Необходимо, в первую очередь, обеспечить заводу рекламу его продукции. Тогда может возрасти спрос на продукцию завода и, следовательно, рост поступления налоговых доходов бюджета Нижнего Новгорода, что, в конечном итоге, приведет к снижению дефицита городского бюджета.