Описание отрасли.
Описание отрасли – анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса.
Раздел описания отрасли должен включать в себя следующую информацию:
· определение экономического сектора отрасли (производство, услуги и т.п.);
· перечень основной продукции и услуг, предлагаемых предприятиями данной отрасли промышленности;
· влияние сезонности на объем реализации;
· географическое положение отраслевого рынка (локальный, региональный, национальный, международный);
· описание сегмента рынка, на котором работает или предполагает работать предприятие;
· характеристика имеющихся основных клиентов;
· характеристика потенциальных клиентов;
· наиболее перспективные клиенты (указать в порядке убывания спроса на продукцию и услуги);
· общий объем продаж по отрасли и тенденции изменения рынка;
· перечень основных конкурентов;
· доля рынка, принадлежащая конкурентам;
· слабые и сильные стороны конкурентов;
· возможности конкурентов: их тактика, продукция, цены, рекламный пакет, имидж, местонахождение, персональные продажи, связи с отдельными людьми и организациями.
Анализ инвестиционный привлекательности сферы бизнеса состоит из трёх этапов:
· многофакторного анализа уровня интенсивности отраслей конкурентности;
· определение стадии развития избранной отрасли;
· непосредственный анализ инвестиционной привлекательности отрасли.
При выборе сферы бизнеса и отрасли полезными являются сведения об их положении в мировом разделении труда и на международном рынке, экспортных возможностях, а так же производственно-технические связи с другими отраслями народного хозяйства, для которых может представлять интерес продукция этой отрасли (см. схема 1.6, приложение 7).
В любой стране существуют запрещённые сферы бизнеса (контрабанда и др.), а также виды деятельности, которые являются предметом государственной монополии (оружие, ядохимикаты, наркотики и др.).
Для многих предпринимателей возникают и экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль:
· высокий уровень начального капитала;
· длительный срок окупаемости вложенных средств;
· неопределённость в достижении прибыли (сфера образования и др.)
Необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру, т.к. предпринимательская деятельность подвержена цикличности: процветание, застой, спад.
Кроме того, экономические ситуации различаются не только во времени, но и в пространстве – по районам и регионам. В монополизированную отрасль внедриться труднее, чем в конкурентную. Выбор сферы деятельности предприниматель осуществляет из пяти основных видов деятельности. Виды бизнеса представлены в таблице 1.3 (см. приложение 8).
В экономике любой страны можно выгодно обнаруживать и заполнять тысячи и тысячи «ниш» даже на традиционных и давно поделенных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым ростом обязаны не тому, что их руководство стремилось создать новый продукт, а потому, что оно внедрило на рынке ту же продукцию или услуги, что и другие фирмы той же отрасли, но совершенно иным способом.