Цели, задачи, функции бизнес-планирования.
Бизнес-планы могут разрабатываться применительно к отдельным крупным операциям или распространяться на всю хозяйственную, предпринимательскую деятельность компании. В последнем случае составляется бизнес-план предприятия, фирмы на один-два года.
Следует также иметь в виду, что бизнес-план создается не только как описание плана действий, но и как визитная карточка фирмы, предъявляемая обычно в целях получения кредита и в других ответственных случаях.
Общей целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Наличие четко сформулированной цели позволяет характеризовать бизнес-план как целевой или программный.
Никто не заставляет предпринимателя составлять, согласовывать или утверждать план сделки или план действий фирмы. Другое дело, что при наличии бизнес-плана он скорее найдет компаньонов и убедит их принять участие в сделке, получит кредиты, завоюет определенную репутацию на рынке.
Целями бизнес-плана могут быть:
· получение кредитов или привлечение инвестиций;
· прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
· определение степени реальности достижения намеченных результатов;
· доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создание новой;
· оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
· убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте.
· безопасность управления – обеспечения информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
· контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявление ошибок и возможной корректировки;
· документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
В настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является чаще всего привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров, создание новых рыночных продуктов, инновационных технологий.
Известно, что планирование связано с решением стратегических и тактических задач. Ощутима роль, прежде всего, в выполнении стратегических задач бизнес-плана.
Задача бизнес-плана – обоснование концепции предпринимательского предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью.
В бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи:
· уточняются правовые аспекты, нормативы ограничений, требования муниципальных органов;
· приводиться анализ исходных материалов – ситуационного плана, показателей технического состояния бизнеса, социальных условий и демографического состава населения и др.;
· рассматриваются размеры возможных потерь, связанных с организацией и развитием данного бизнеса, компенсационными выплатами, а также упущенной выгодой при досрочном прекращении аренды муниципальных объектов коммерческими структурами;