Виды конкуренции.
Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка.
Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношении участников рынка являются несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка.
Таблица 1 – Сравнение конкуренции и монополии.
Конкуренция и монополия | ||
Параметры состояния рынка |
Конкуренция |
Монополия |
Число продавцов Барьеры входа и выхода из рынка Участие товаровладельцев в контроле над ценами |
Много Нет Нет |
Один Есть (нет вхождения) Полный контроль |
Конкуренция представляет собой нормальное состояние
рынка. Да разве можно назвать естественным, такое положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
а) по масштабам развития;
б) по своему характеру;
в) по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территории);
3) отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
5) национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция подразделяется на: