Сущность конкуренции.
Поведенческая трактовка конкуренции — борьба за деньги покупателей путем удовлетворения его потребностей.
Структурная трактовка конкуренции — анализ структуры рынка для определений степени свободы продавца и покупателя на рынке и способа выхода из него.
Функциональная трактовка конкуренции - соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.
Анализ структуры и содержания формулировок и трактовок понятия «конкуренция" позволяет сделать следующие выводы:
а) понятия "конкуренция", предложенные различными авторами, не в полной мере отвечают требованиям системности и комплексности, т.е. они характеризуют только один из множества аспектов конкуренции, установленных А.Смитом и самими авторами, каждый в своей области исследования;
б) многообразие подходов к формулированию понятия: один автор под конкуренцией понимает соперничество (борьбу) фирм, т.е. юридических лиц, другой — соперничество физических лиц, третий- как наличие на рынке достаточного количества продавцов и покупателей, четвертый- ситуацию, пятый — стремление, шестой-процесс и т.д.;
в) приведенные понятия не охватывают конкуренцию среди любых социальных, производственных и биологических систем;
г) понятия не отражают конкуренцию как единство статики и динамики соперничества, выживания систем в заранее заданных или неопределенных условиях;
д) понятия не увязаны с законодательством.