Основные пути урегулирования вывоза капитала.
На сегодняшний день основной предпосылкой, позволяющей вывозить ежегодно миллиарды долларов, является несовершенство законодательства, оставляющее простор для нелегальных каналов.
Первоочередной задачей является принятие единого Закона о вывозе капитала из России, в котором были бы сведены воедино различные элементы сложившегося порядка государственного регулирования вывоза, касающиеся порядка выдачи лицензий и разрешений, валютного регулирования и контроля за российским капиталом за рубежом. Необходимо устранить ряд противоречий между гражданским и валютным законодательством: свобода договора и свобода выбора контрагента, предусмотренная гражданским правом, может быть несколько ограничена, однако ограничения должны носить императивный характер. Кроме того, необходимо устранить "пропасть" в области валютных операций между резидентами, ограниченными Законом "О валютном регулировании и валютном контроле", инструкциями и распоряжениями ЦБ РФ, и нерезидентами, чья деятельность по ввозу, вывозу, пересылке валютных ценностей практически ничем не ограничена.
При принятии соответствующих нормативных актов будут сведены к минимуму "пограничные" способы вывоза, осуществляемые без формальных нарушений, но оказывающие отрицательное влияние на национальную экономику и противоречащие общим принципам валютного регулирования.
Необходимо принятие и осуществление на практике национальной концепции экспорта российского капитала за рубеж. Основной ее идеей должно стать ограничение "бегства" капитала. Эта задача может решаться несколькими путями:
1. Введение четкого и жесткого регулирования вывоза капитала за счет принятия комплекса нормативных актов, заполняющих правовой вакуум в некоторых аспектах внешнеэкономической деятельности.
2. Ограничения на некоторые формы вывоза, в первую очередь, на накопительные счета за рубежом и портфельные инвестиции.
3. Создание благоприятной макроэкономической обстановки в стране, побуждающей к инвестированию в рамках РФ. Основой этого должна стать политика расширения совокупного спроса, повышения доходов населения как основа инвестиций в реальный сектор.
Вторая задача – учет российского капитала за рубежом как в виде прямых и портфельных инвестиций, так и на счетах в банках и в форме вложений в недвижимость и пр.
Третья задача – поддержка российских прямых инвестиций за рубежом, которые должны способствовать улучшению платежного баланса страны и повышению ее рейтинга на мировой арене. Такая поддержка может заключаться в упрощенной форме выдачи лицензий, налоговых льготах, страховании российских прямых инвестиций за границей, а также в заключении двух- и многосторонних соглашений о поддержке прямых инвестиций.
Отдельными или даже комплексными мерами по ужесточению государственного регулирования вывоза капитала нельзя добиться коренного перелома в рассматриваемой области. Он может произойти только в том случае, если осуществится реальное обновление экономической стратегии, переориентация на привлечение прямых инвестиций в страну за счет создания благоприятного инвестиционного климата, прежде всего для национальных инвестиций. И только тогда, когда это произойдет, вступит в действие известные закономерности: "деньги приходят туда, где без них уже могли бы обойтись" и "чем больше вложишь сам, тем больше приток из-за рубежа".