Мировые цены и роль государства в их формировании
Как известно, мировые цены применяются во внешней торговле. Мировые цены устанавливают на экспортную (вывозимую) и импортную (завозимую) продукцию (товары, услуги).
В основе мировых цен лежит интернациональная стоимость. Интернациональная стоимость формируется на основе затрат тех стран, которые экспортируют данный товар на мировой рынок, и качественно отличается от национальной. Мировые цены складываются под воздействием многих ценообразующих факторов мирового рынка: колебания валютных курсов, изменения соотношения сил на мировом рынке, военных и экономических столкновений, неурожаев, катастроф, а также с учетом спроса и предложения.
Мировая цена конкретного товара выражает в денежной форме мировую и интернациональную стоимость этого товара на базисном мировом рынке, а также влияние конъюнктурных факторов. На практике мировые цены определяются на основе информации о международной торговле, включающей:
1) счета-контракты;
2) справочные цены.
В качестве мировых цен выбирают цены крупнейших экспортеров или общепризнанных бирж, аукционов, торгов. При базисной купле-продаже мировая цена товара включает все расходы по его доставке до пограничной станции, включая страховые и транспортные расходы.
Каждое государство определяет свою ценовую политику как во внутренней, так и во внешней торговле на основании международных соглашений, своих законов и других нормативных документов с учетом взаимовыгодных торговых отношений, расширения товарооборота, поддержания равновесия и насыщения рынка, стабилизации цен, повышения качества и конкурентоспособности отечественных товаров, сочетания открытости и протекционистской защиты отечественных товаропроизводителей, привлечения зарубежных инвестиций в прогрессивные производства и технологии, социальной направленности спроса, оптимизации доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности (чтобы экспорт был не меньше импорта).
В развитых странах с рыночной экономикой государственными органами выработаны общие принципы, методы и нормативы установления цен. Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функции установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение. Наряду с прямым установлением и применением цен государственные органы осуществляют контроль за ценами. В развитых странах со смешанной экономикой сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.
Основная цель государственного регулирования экономики — соблюдение интересов общества в целом, прежде всего социально незащищенных слоев населения, защита интересов будущего поколения, охрана окружающей среды.
В ЕС существует национальное регулирование цен в сельском хозяйстве и черной металлургии (охватывает до 15% цен). Решение по ценам в сельском хозяйстве принимает Совет Министров ОБСЕ на уровне министров сельского хозяйства, который устанавливает обязательные для всех стран минимальные и максимальные уровни фермерских цен, а в черной металлургии — Европейская организация угля и стали, определяющая базисные цены на продукцию черной металлургии.
Политика Российской Федерации во внешней торговле определена в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе" с учетом изменений от 7 августа, 25 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г. Основными целями этого Закона являются:
· рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
· создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
· защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;