Социальная справедливость и современность.
В течение XX века и до сих пор в обществе вызревает новый принцип социальной справедливости, отличный от принципов социальной справедливости, принятых в капиталистическом обществе. Существующие капиталистические производственные и социальные отношения, частнокапиталистическая собственность на средства производства начинают вступать в противоречие с новыми нарождающимися под давлением развития производительных сил принципами социальной справедливости. Это вылилось в целый ряд социальных конфликтов и революций в Европе в начале XX века, подтвердилось социальными потрясениями в период «Великой депрессии» и продолжается в XXI веке, отметившим свое начало процессами глобализации экономики и глобальным экономическим кризисом, вызванным крахом финансовой и экономической системы, выстроенной развитыми капиталистическими странами.
На заре капитализма, после свержения феодальных отношений, существование капитала и наемного труда не вызывало никаких сомнений по поводу их справедливости или несправедливости. Капиталистические отношения долгое время являлись необходимыми для существования и развития общества. Теперь же, гигантский скачок, который сделали в своем развитии производительные силы за последнее столетие, физическая ограниченность многих материальных ресурсов, особенно энергоносителей, таких как нефть, газ, уголь, поставили под сомнение незыблемость капиталистических принципов частной собственности и существующие принципы распределения материальных благ. Как мы уже отмечали, первыми предтечами зарождения новых некапиталистических принципов социальной справедливости были социалисты-утописты. Их идеи подхватили К.Маркс и Ф.Энгельс, развив и дав научную основу этому новому принципу, и стали первыми активными проповедниками нового движения, названного ими коммунизмом. Особо острый конфликт между изменившимся обществом и государством произошел в России в 1917 году, и его разрешение успешно завершилось в пользу нового общества. Испуганные шокирующими результатами этого конфликта, другие государства предприняли ряд превентивных мер по нивелированию причин конфликтов такого рода у себя в странах. Результатами таких превентивных мер стали улучшающиеся условия труда для трудящихся масс, рост их материального благосостояния, улучшение мер социального обеспечения и др. Эти систематические уступки со стороны капиталистических государств и высших классов общества отдаляют, но не отменяют разрешения конфликта с обществом, который закончится только с разрушением капиталистической экономической системы.
Социализм – это экономический строй будущего, это производственные и социальные отношения, которые овладеют миром в недалекой перспективе. Подтверждением этого утверждения является тот факт, что частная капиталистическая собственность в гигантской скоростью и гигантскими масштабами уходит в небытие, превращаясь в акционерную форму собственности, в одну из переходных форм общественной собственности. Пролетариат, поборником прав которого являлся К.Маркс, уже имеет гораздо более высокий уровень жизни и благосостояния, более высокий социальный статус и играет гораздо большую роль в общественной и политической жизни общества, нежели во времена создания теории научного коммунизма, т.е. середины XIX века. Представители пролетариата уже сами становятся собственниками средств производства, приобретая акции различных предприятий на фондовом рынке, становятся участниками распределения и перераспределения капиталистической прибыли.
Капиталистическое государство принимает самые активные меры по сопротивлению обществу в его борьбе за новые принципы социальной справедливости, по сопротивлению его движению к социализму. Это могут быть меры превентивного характера, осуществляемые в виде мелких и средних экономических и политических уступок обществу. Однако эти уступки говорят лишь о том, что капитализм в его классической форме обречен на окончательное вымирание. Уступки лишь отдаляют по времени момент полной трансформации капитализма в социализм. Но такая трансформация рано или поздно неизбежно должна произойти. Современный капитализм – это уже не есть классический капитализм, он носит уже черты смешанной с социалистическими признаками формации. Тем не менее, даже такой мимикрировавший капиталистический порядок – это устаревшие социальные и экономические отношения, тормозящие развитие производительных сил общества, и, потому, не соответствующие современным принципам социальной справедливости. Окончательная трансформация капитализма в социализм произойдет с неотвратимой неизбежностью. Такой сценарий экономического и исторического развития предсказывали очень многие экономисты современности, в том числе и буржуазные. «В гонении на социализм, поднятом у нас в подражание Западу, есть что-то неимоверно бессмысленное и тупоумное, трусливое и невежественное (А.Герцен)».[117] Реакционные капиталистические режимы сопротивляются новому общественному мировоззрению не с целью победить, а для того, чтобы отдалить дату своего поражения. Они используют всевозможные и хитроумные методы. Главным и самым мощным оружием современной классовой борьбы буржуазии с обществом являются средства массовой информации, ведущие идеологическую обработку и наступление на общество. Эта идеологическая обработка и программирование проводится на фронте, ответственном за воспитание новых членов общества. Им преподносится культ эгоизма и индивидуализма, возведенный в ранг религии, отметаются и осмеиваются общечеловеческие ценности, альтруизм преподносится как глупость, помощь ближнему как идиотизм. Такая идеологическая политика направлена на расслоение и разобщение общества на массу отдельных безынициативных и инертных индивидуумов, не объединенных никакой целостной общественной целью. В каждом отдельном человеке культивируется вера в собственную исключительность и незаурядность, презрение ко всем остальным, провозглашается приоритет личных прав над общественными обязанностями. Именно такой инертной и разобщенной, однообразной массой людей управлять легче, чем сплоченным и целеустремленным обществом. Ромеш Топар, известный индийский писатель и журналист, сказал: «Современные общества потребления, основанные на ненасытном стремлении обладать все большим и большим количеством тех благ, которые, в сущности, никто и не хочет, способствует формированию ложных ценностей и их насаждению в невиданных доселе масштабах».[118] Формирование таких ложных ценностей и замыкание каждого члена общества на своих собственных правах способствует ослаблению общества в целом и усилению управленческих способностей капиталистического государства. Капиталистические демократии – это демократии капиталистических собственников и капиталистической олигархии, - это диктатура меньшинства над большинством. Сумма отдельных индивидов, разрозненных между собой и разобщенных своими личными интересами, ориентированных только на существование в своем замкнутом обывательском мирке, не может быть той большой силой, способной противостоять диктату капиталистического государства. Такое общество еще политически спит, но любой сон когда-нибудь заканчивается, и эйфория грез проходит и наступает прозрение.