Переходный период от рабовладельческого способа производства к феодализму.
Трансформация рабовладельческого способа производства в феодальный способ производства не происходил в мире везде одинаково и по единой схеме, но эта трансформация, все-таки, везде имела общие признаки. Рабовладельческий строй в Древнем Риме перестал свое существование после низложения последнего римского императора Ромула Августула в 476 г. н.э. германскими племенами под предводительством Одоакра. Однако кризис рабовладельческого способа производства в Древнем Риме начался задолго до этого, где-то с 3 века н.э. Это привело к значительному упадку сельского хозяйства, ремесленного производства и торговли. К возвращению к натуральным формам хозяйства, отпадению провинций и разделению империи на две части: Западную и Восточную. Этот кризис был спровоцирован, в первую очередь, тем, что Римская империя не могла больше поставлять на свои внутренние рынки огромное количество рабов, поскольку военная мощь империи более не могла контролировать такие огромные пространства, не говоря уже о захвате новых земель. А без постоянного притока рабов существование империи было подвергнуто большой угрозе, которая и привела ее к гибели. Одновременно с этими процессами зарождалась новая форма производственных отношений в сельском хозяйстве – колонат. Это новая и прогрессивная система производственных отношений основывалась на сдачу земельных участков (парцеллов) собственниками земли непосредственным производителям – колонам. Это были первые ростки феодальной системы.
У многих племен Европы, таких как франки и славяне это переход практически произошел из состояния первобытнообщинного строя сразу к феодальному. Рабовладение в этих племенах было ограниченным и очень незначительным. В этот переходный период здесь сочетались три различные формы материального производства: и общинная, рабство и зачатки феодализма. Общинные отношения были очень сильными, особенно среди массы сородичей, не имеющих в своих руках большой политической власти, т.е. среди средних и низших слоев общества, среди тех, кто не стоял на вершине иерархической лестницы. Рабовладение распространялось только на не членов общины, т.е. на представителей других племен, захваченных в плен в результате межплеменных конфликтов и войн. Феодальные отношения начали появляться между представителями высших и нижних слоев племенного сообщества. На верху социальной пирамиды находились вожди, жрецы, военачальники, которые постепенно превращались в новую феодальную аристократию: королей, князей, баронов, рыцарей и т.п. Нижние этажи пирамиды из вольных сородичей превращались в низших вассалов – смердов.
Однако, во всем многообразии форм перехода от рабовладения к феодальным отношениям у разных народов, мы, все-таки, можем обнаружить определенные связывающие их закономерности. Для лучшего понимания этих закономерностей нам необходимо смоделировать ситуацию, во-первых, лишенную влияния внешних факторов, а именно: войн, которые ускоряли разрушение рабовладельческих государств, во-вторых, для чистоты эксперимента необходимо отказаться от рассмотрения влияния некоторых внутренних факторов, которые затрудняют понимание процессов переходного периода, таких как сосуществование одновременно нескольких форм производственных отношений, отличных от рабовладения и феодализма.
Практически для всех народов и племен, где существовала рабовладельческая форма хозяйствования, в переходный к феодализму период был характерен факт полного или частичного освобождения рабов и предоставление им определенных гражданских прав. Такая либерализация, освобождение рабов от рабской зависимости от своих патронов было обусловлено целым рядом причин, в том числе и экономического порядка. Во-первых, излагая суть вопроса с точки зрения марксистской теории, необходимость такого шага назрела в виду очевидного отставания рабовладельческой формы производственных отношений от степени развития производительных сил общества. Рабство попросту тормозило прогресс в развитии материального производства. Из ряда известных исследований мы знаем, что труд рабов не был высокопроизводительным по причине отсутствия у рабов всякой заинтересованности в результатах своего труда. Во-вторых, по моему глубокому убеждению, произошла ментальная революция в общественном сознании людей, произошел коренной перелом в области нравственности и морали. Первоисточником всего этого процесса переосмысления нравственных ценностей и устоев стало появление и распространение в ряде ведущих государств новой религии – христианства. Именно христианство совершило крутой переворот в умах людей. То, что раньше считалось вполне обыденным и естественным стало считаться низким, бесчеловечным и аморальным. Рабство в глазах основной массы людей все более и более становилось несправедливым и противоестественным, и прежняя идеология уже не могла никак быть оправданием жестокой рабовладельческой эксплуатации. Христианство вырыло могилу рабовладению. Новая религия провозглашала равенство людей перед богом от рождения, а также защищала свободу и независимость личности от всякого насилия со стороны других людей. Прежняя, языческая религия, с ее пантеизмом, с сонмом богов и божков, не могла уже противостоять новой и прогрессивной идеологии, все более набиравшей силу и поддерживаемой огромными массами людей. Таким образом, рабство постепенно умирало и уходило в прошлое.