Переходный период от первобытнообщинного способа производства к рабовладению.
С появлением возможности получать достаточно большое количество прибавочного продукта, которое можно было оставлять для накопления, в первобытнообщинном обществе наметилась возможность эксплуатации чужого труда. Если раньше община не могла содержать пленных, захваченных в качестве трофеев в межплеменных конфликтах, и пленных, как правило, убивали, то впоследствии им стали сохранять жизнь и стали использовать их труд на благо общинного хозяйства. На ранних стадиях своего развития рабство было родовым, т.е. раб считался полноправным членом рода или общины, его социальное положение ничем не отличалось от любого другого, но свободного представителя данного племени. Известно, что даже в более позднее время, в период расцвета рабовладения еще имелись такие семьи в Древней Греции, да и в Древнем Риме, где рабы содержались на правах членов семьи, где к ним относились весьма и весьма либерально. Однако когда рабство достигло своего расцвета, когда эта экономическая система достигла такого уровня, что прибавочного продукта внутри хозяйств стало производиться достаточно много, изменилось и внутреннее содержание самого рабовладения, рабовладельческие отношения стали множиться и расширяться, но вместе с этим начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Рабовладельческий способ производства материальных благ был намного прогрессивнее первобытнообщинного, т.к. он позволял производить большее количество продукта, в том числе и прибавочного продукта. Это был совершенно новый качественный уровень роста экономической негэнтропии. Вполне естественно, что рабовладение стало проникать во все сферы материального производства, ибо таковым было требование исторического и экономического развития. Постепенно начинается процесс формирования рабовладельческой олигархии. Члены общины, имеющие власть: старейшины, вожди, жрецы и другие представители правящей элиты первобытного общества постепенно перестали непосредственно принимать участие в процессе материального производства внутри общины. Они успешно заменили свой труд трудом рабов. Стали появляться новые распределительные отношения. Прибавочный продукт постепенно перестает распределяться равномерно среди всех членов общины. Более привилегированное положение при распределении стали иметь представители правящей племенной или родовой верхушки. Начинает прогрессировать процесс разделения общины на более богатых ее членов и более бедных. С какого то момента каждый член общины кроме участия в общеродовых или общеплеменных работах начинает вести свое собственное индивидуальное хозяйство. Именно в этот период рабство принимает такой вид, когда сами рабы становятся орудиями труда, становятся средствами производства. Положение рабов в его социальном аспекте претерпевает значительное изменение. Рабы становятся практически абсолютно бесправными. Они лишены абсолютно какой-нибудь собственности, а особенно собственности на средства производства, ибо они сами теперь являются собственностью и являются одновременно средствами производства. Таким образом, непосредственные производители материальных благ – рабы, оказались лишенными средств производства, а значит, оказались отлученными от процесса распределения прибавочного продукта. Они не могли претендовать даже на самую малую его долю. Основным и самым полноводным источником поставки рабов были военные конфликты и войны. Рабство росло и ширилось, только опираясь на постоянные войны различного масштаба. Вся история того периода пронизана описаниями походов и военных трофеев, основными из которых были рабы. Без такого кровожадного и ужасного источника рабство просто не могло существовать. Однако это был не единственный источник получения рабов. В процессе уничтожения общинных отношений и развития рабовладения появляются альтернативные возможности превращения свободных людей в рабов. Например, в кодексе древневавилонского царя Хаммурапи (1792-50 г. до н.э.), который является ценнейшим памятником рабовладельческого права, перечислены множество случаев, когда рабом можно было сделать человека, который не в состоянии оплатить свои долги. «Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода».[75] Родители могли продавать в рабство своих детей, более богатые родственники могли продавать за долги своих более бедных сородичей. Это является доказательством того, что кроме прямого насилия – взятия в плен, существовали и механизмы экономического насилия, закрепленные в юридическом праве, позволяющие превращать свободных людей в рабов. Вполне нормальными были ситуации, когда более бедные родственники становились рабами у своих же, но более богатых родственников.
Как мы видим, насилие в переходный период от первобытнообщинного способа производства к рабовладельческому имело место и в невероятных масштабах. Его роль в этом процессе очень велика. История рабовладения начиналась с войн и закончилась войной, в результате которой под натиском так называемых варваров рухнул последний оплот рабовладения – Римская империя. Вся история рабовладельческого периода сопровождалась звоном мечей и потоками крови. Насилие в самых изощренных ее формах, таких как гладиаторские бои, были в период рабовладения допустимой нормой. Естественно, что для осуществления насилия таких масштабов был просто необходим организованный механизм. И он не замедлил появиться. Государственность стала таким аппаратом насилия. Именно в период рабовладения появляются первые в человеческой истории древние государства.