Общественно необходимый труд
,
где - индивидуальные затраты энергии (труда) на производство i-го экземпляра товара, m – количество данного экземпляра товара, поставленного на рынок. Рассмотрим несложный пример. Допустим, что на рынок было поставлено 24 экземпляра какого-то товара, произведенных тремя разными производителями. Первый создал 12 единиц товара при индивидуальных затратах на каждую единицу равных 1 килокалории. Второй производитель создал 6 единиц товара при индивидуальных затратах на единицу равных 2 килокалориям, а третий тоже создал 6 единиц, но при затратах 3 килокалории. Общественно необходимые затраты труда составят для этого примера следующую величину: . При допустимости, что на данном рынке одна килокалория эквивалентна одному доллару, получим, что общественная стоимость товара составит 1 доллар 75 центов. При равенстве спроса и предложения цена товара также составит 1 доллар 75 центов. Первый производитель будет выигрывать при продаже своих товаров по 75 центов с каждого экземпляра, второй будет проигрывать по 25 центов, а третий, будет проигрывать 1 доллар 25 центов с каждой проданной единицей. Однако, сумма проигрышей и выигрышей равна нулю , что вполне согласуется с одной из аксиом теории игр о равенстве сумм выигрышей и проигрышей. Тот же самый результат мы получим и при любом другом значении коэффициента ратификации, отличном от единицы, но в этих случаях мы должны будем учитывать выигрыши или проигрыши потребителей. Стоит упомянуть, что в нашем исследовании мы в качестве единицы измерения труда используем калории. (Калория (кал, cal) - внесистемная единица количества работы и энергии, равная количеству теплоты, необходимому для нагревания 1 мл воды на 1 °C при стандартном атмосферном давлении 101,325 кПа.1 калория = 4,1868 джоулей).
Необходимо дополнить, что в отличие от утверждения К.Маркса, что общественно необходимый труд есть средние затраты в данном обществе, мы считаем, что общественно необходимые затраты труда есть средние затраты труда на данном рынке. Если рынок локальный и изолированный, то общественные затраты труда исчисляются как средневзвешенные затраты среди производителей на данном локальном изолированном рынке. Если же товары конкурируют между собой на национальном рынке, в общенациональном масштабе, то общественно необходимый труд определяется как средневзвешенные затраты труда среди всех производителей однотипных товаров во всей стране. В случае, когда товары конкурируют между собой в мировом масштабе, на международном рынке, то общественно необходимый труд определяется как средневзвешенные затраты труда среди всех производителей данных товаров, участвующих в мировой торговле.
Следует оговорить одну немаловажную деталь. Если мы сравниваем какие-то однотипные товары, то при определении общественной стоимости рынок обязательно учитывает такой фактор как качество товаров. Вполне естественно, что при покупке товаров разного качества потребители проявляют разные по силе экономические мотиваторы. Кроме того, товары, дифференцированные по качеству, имеют разную покупательскую аудиторию. Поэтому, при более детальных исследованиях, мы всегда должны учитывать, что разные по качеству товары не могут быть сравнимы между собой, поскольку охватывают разные сегменты потребителей. Например, если на рынке мужских костюмов существует два производителя А и В, которые производят товары, схожие по своему предназначению, одинаковые по своей трудовой стоимости, т.е. тратят одинаковое количество труда на каждую единицу товара, но, при этом, производитель А имеет больший опыт и более подготовленный персонал вследствие чего его костюмы сшиты более качественно и имеют более утонченный дизайн по сравнению с продукцией производителя В. Данные мужские костюмы не надо сравнивать между собой, поскольку – это, по сути, разные товары. Хотя они и имеют одинаковую общественную стоимость, но цену они будут иметь разную, поскольку в формировании коэффициента ратификации товара А будут участвовать потребители, которым важно качество товара, а в формировании коэффициента ратификации для товара В эта категория потребителей участвовать не будет, т.е. коэффициент ратификации товара А будет выше, чем для товара В, поскольку в сумме экономических мотиваторов для товара А будет принимать участие больше претендентов. Поэтому, в дальнейшем своем исследовании, сравнивая какие-либо товары между собой, мы для облегчения восприятия примем к сведению, что эти товары абсолютно одинаковые по качеству. Такой подход к дифференциации товаров по качеству дает нам более полное понимание, почему более качественные товары иногда значительно дороже, чем их менее качественные заменители.