Материальное производство.
Феноменология разумности человеческого труда, его квинтэссенция заключена в том, что человек обладает с самого своего появления на свет способностью и стремлением к максимальной оптимизации своего труда, к минимизации затрат своей мускульной энергии для получения максимального результата. Не надо стремление к оптимизации путать с леностью. Леность – это стремление ничего не делать, а стремление к оптимизации – это стремление к сохранению своей внутренней энергии для повышения выживаемости, стремление сделать свой труд более легким и при этом если не улучшить, то не ухудшить качество жизни. Это есть одно из высших проявлений инстинкта самосохранения. Великий русский писатель М.Горький писал: «Под каждым взлетом древней фантазии легко открыть ее возбудителя, а возбудитель всегда – стремление людей облегчить свой труд».[12] Этой одной меткой фразой великий классик русской литературы развеял в прах всю марксистскую теорию о роли труда в формировании и развитии человечества. А вот что говорят современные исследователи: «Ленивые и, вследствие этого, более хитроумные мужчины выдавали очередную машинку, как только возникала угроза, что их попросят помочь. Стоило только попросить мужчину помочь вымыть посуду – и тут же появилась автоматическая посудомойка».[13] Древний человек или его человекообразный предок уже должны были обладать этим драгоценным свойством – стремлением к облегчению своего труда, иначе бы они никогда не смогли изобрести никаких орудий труда, ни лука, ни копья, ни топора, ни примитивной палки-копалки. Никакое животное не обладает такой способностью, таким свойством. Образно выражаясь, лиса из известной басни Эзопа, никогда не додумалась бы придумать лестницу или хотя бы шест для того, чтобы добраться до вожделенного винограда. Никакой лев никогда не сможет изобрести капкана для охоты на буйвола.
Как бы там ни было, но по логическому рассуждению, древний предок человека уже являлся счастливым обладателем стремления к оптимизации труда, и он его оптимизировал, поэтому с самых своих изначальных времен человек уже был разумным, и труд его был уже разумным и целесообразным. Ссылаясь на теорию Дарвина, Ф.Энгельс в своей работе описывает древнего предка человека следующим образом: «Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях».[14] Может быть, предки человека и были такими чудовищами, похожими на ужасный гибрид толкиеновских эльфов, орков и хоббитов, но ясно одно, они уже были разумными и обладали склонностью к оптимизации своего труда, эта способность никак не рождается из образа жизни, хотя Энгельс и пытался тщетно доказать обратное. Природа и диалектика этой способности не известна. Возможно, что какие-то природные катаклизмы, выброс радиации или еще какие-нибудь экологические бедствия, привели к мутации мозга наших предков. Либо эта способность была дарована им каким-то другим способом, например божественным…
Итак, человеческий труд – это разумная целесообразная деятельность человека в целях удовлетворения своих потребностей. Труд – есть выражение возвышения человека над животным миром. Способность к разумному и целесообразному труду – это особенная и специфическая привилегия человечества, выделяющая его из всего животного мира и возвышающая его над ним.
С того самого момента, когда в человеке загорелась искра способности к оптимизации труда, с того момента как человек начал изобретать самые примитивные орудия труда, он начал процесс подчинения сил природы. Так появилось материальное производство. Из всех существ, населяющих Землю, только лишь человек способен противостоять силам стихии и использовать законы природы в своих целях.