Контроль цен налоговыми органами: отечественный и зарубежный опыт
Основная область регулирования законодательства о трансфертном ценообразовании стран ОЭСР - внешнеэкономические сделки, совершаемые между взаимозависимыми лицами. Однако в России налоговые органы получили право контролировать цены не только при сделках между взаимозависимыми лицами и внешнеторговых, но и при бартерных операциях, а также в случаях отклонения цен сделок более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в течение непродолжительного периода времени. Предоставление налоговым органам столь широких полномочий по контролю за ценообразованием при том, что уровень рыночных цен на практике определить объективно достаточно сложно, нельзя считать оправданным.
Зарубежное законодательство о трансфертном ценообразовании исходит из предположения, что при любой сделке обе стороны ожидают доход. Прибыль взаимозависимых компаний может быть ниже обычной, если экономический риск возлагается в большей степени на головную компанию (например, она реализует конечную продукцию покупателям, не входящим в труппу, и несет риск неоплаты продукции), но полное отсутствие прибыли у каких-либо компаний группы считается неприемлемым.
При сделках между взаимозависимыми лицами цены не должны существенно отклоняться от рыночных. В случае их существенного отклонения налоговые органы имеют право доначислить сумму налога (как правило, налога на прибыль корпораций), исходя из рыночных цен. Способы определения этих цен те же, что предусмотрены в ст. 40 первой части Налогового кодекса РФ, т.е. на основе цены сделки с однородными товарами в сопоставимых экономических условиях. При невозможности применения этого способа применяются метод цены последующей реализации или затратный метод. Также может применяться перераспределение прибыли внутри группы взаимозависимых компаний с использованием определенных законодательством принципов.
Следует подчеркнуть, что существует отличие между изложением метода цены сделки с однородными товарами в ст. 40 и в рекомендациях ОЭСР. По российскому законодательству требуется определить рыночную цену на рынке однородных товаров, с которой сравнивается цена исследуемой сделки. При этом должны использоваться лишь официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках. В соответствии с рекомендациями ОЭСР цена исследуемой сделки сравнивается с ценой любой конкретной сделки в отношении идентичного товара между независимыми лицами при сопоставимых условиях сделки.
В соответствии, как с западными нормами, так и с российскими, если условия сопоставляемых сделок (величина партии, качество товара и т.п.) различаются и это оказывает серьезное влияние на цену, то необходимо произвести соответствующие корректировки. Если такие корректировки не могут быть произведены, то можно использовать метод цены сделки с однородными товарами вместе с другими методами или использовать лишь эти другие методы.
При применении метода последующей перепродажи рыночная цена определяется как разность между ценой перепродажи и суммой затрат с учетом обычной для перепродавца прибыли (включая риски, возлагаемые на перепродавца, и используемые им активы). При этом важно правильное определение величины этой прибыли. Она определяется, исходя из прибыли, полученной перепродавцом при перепродаже товаров, приобретенных у независимых контрагентов, а если это невозможно, исходя из прибыли других участников рынка при совершении сравнимых сделок между независимыми лицами. При этом необходимо учитывать различия в характере деятельности сравниваемых перепродавцов.
При применении затратного метода также важно правильное определение суммы обычной для данной сферы деятельности прибыли. Она определяется, исходя из прибыли, получаемой данным субъектом рынка, а если это невозможно, то исходя из прибыли, получаемой другими субъектами рынка. При этом следует учитывать влияние различий в характере деятельности этих субъектов рынка. Например, прибыль компаний, использующих собственные и арендованные основные средства, не может быть одинаковой.
В соответствии с рекомендациями ОЭСР при проведении проверок налоговые органы прежде всего анализируют методы ценообразования, используемые самими налогоплательщиками, проверяя правильность их применения. Обычно налоговые органы должны доказать несоответствие применяемых цен рыночным. Налогоплательщик при этом стремится доказать, что используемый им подход к ценообразованию обеспечивает соответствие применяемых цен рыночным с учетом необходимых поправок. Для того, чтобы отстоять свою позицию, налогоплательщик должен обладать необходимыми документальными доказательствами.