Зависимость ценообразования от структуры рынка
Ценовая стратегия фирмы может осуществляться на основе дискриминации. Дискриминационные цены бывают в разных формах, которые подразделяют:
· по группам покупателей — разным группам покупателей: один и тот же товар продается по разным ценам;
· по варианту товаров или услуг — разные варианты товаров или услуг продаются по разным ценам без учета разницы в затратах;
· по территории — в разных регионах товар продается по разным ценам, хотя издержки по доставке одинаковы;
· по времени — разные цены на товар устанавливаются зависимости от сезона, месяца, дней недели, времени суток.
Стратегия множественности цен фирмы основана на том, чтобы для каждой группы покупателей устанавливать максимальную цену. В некоторых странах такая стратегия запрещена. В других — фирма может реализовать товар по очень низким ценам. Такая политика называется демпингом. Однако многий страны ограничивают ввоз товаров по низким ценам, подрывающим развитие национальной промышленности.
Фирма-монополист не всегда прибегает к установлению высоких цен, так как это может привести к регулированию цен.
Анализ типа рынка конкуренции не может дать готовых рецептов установления цен, он необходим для определения закономерности ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.