Оценка эффективности деятельности предприятия
Результативность, экономическая целесообразность и рентабельность коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект – показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель, который можно суммировать в пространстве и времени. В качестве этого показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров.
Основным показателем безубыточности работы коммерческой организации является прибыль. В анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине используемых ресурсов.
Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, используемые для достижения эффекта.
В качестве эффекта, полученного предприятием в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности может быть рассмотрена прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль отчетного периода. В роли ресурсов обычно выступает собственный капитал и авансируемый капитал (все активы предприятия)
В общем виде показатель экономического эффекта (EFF) выражается формулой [7, с.251].
EFF = EF / RC, (22)
EF – величина экономического эффекта;
RC – величина ресурсов или затрат.
В бухгалтерском учете прибыль или убыток отражается на счете прибыли и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Величина прибыли зависит от производственной снабженческо-бытовой и коммерческой деятельности предприятия, т. е. этот показатель отражает все стороны хозяйствования.
Прибыль важнейший показатель эффективности. Она измеряет эффект в абсолютном выражении т. е. разницу между результатом и затратами.
В современной экономической науке не сложилось единого мнения, что относить к функциям прибыли. Как правило, выделяют две основные функции прибыли – мера эффективности общественного производства и стимулирующая функция.
Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие.
Стимулирующая функция прибыли позволяет получить не только личный доход акционерам компании, связанной с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капитала, увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличению рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет [18, с.49].
В мировой практике известны различные интерпретации показателей прибыли, а единого коэффициента эффективности не существует.
Выделяют четыре группы лиц, заинтересованных в деятельности конкретной коммерческой организации. Схема распределения доходов коммерческой организации приведена в приложении 1 [7, с.253].
Как следует из схемы, доходы коммерческой фирмы распределяются так: полученная организацией выручка от реализации последовательно уменьшается на величину а) затрат труда и материалов (материальные расходы), б) процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы), в) уплачиваемых налогов; остаток распределяется между владельцами коммерческой организацией. Каждое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя; значимость каждого из них различна для различных категорий лиц, заинтересованных в деятельности данной организации. Например, с позиции лендеров, безразлично, насколько велика чистая прибыль коммерческой организации – 1 тыс. рублей или 100 тыс. руб.; главное для них – насколько велика прибыль до вычета процентов и налогов, достаточна ли ее величина для покрытия постоянных финансовых расходов.