Анализ активов предприятия

Поэтому в процессе анализа активов в первую очередь необходимо изучить изменения в их составе и структуре и дать им оценку. Цель структурного анализа - изучение структуры и динамики активов предприятия для ознакомления с общей картиной финансового состояния. Структурный анализ носит предварительный характер, поскольку в результате его проведения еще нельзя дать окончательной оценки качества финансового состояния , для получения которой необходим расчет специальных показателей. Данные удобно представлять в следующей табл.

Таблица 1.1.

Показатели

Абсолютные величины

Уд. веса (в %) в общей величине активов

Изменения

на начало периода

на конец периода

на начало периода

на конец периода

в абсолютных величинах

в уд. весах

В % к изм-ю общей величины активов

1

2

3

4

5

гр3-гр2

5 -4

Dгр.6/ итог6

В процессе анализа изучается динамика и строение капитала (соотношение долгосрочных и текущих активов), выявляются статьи активов, по которым произошел наибольший вклад в прирост общей величины укрупненного вида актива.

На основе анализа табл.1.1. выясняется тип стратегии предприятия в отношении долгосрочных вложений. Высокий удельный вес нематериальных активов в составе внеоборотных активов и высокая доля прироста нематериальных активов в изменении общей величины внеоборотных активов за отчетный период свидетельствует об инновационном характере стратегии организации (т.е. имеет место ориентация на вложения в интеллектуальную собственность). Аналогичные высокие показатели по долгосрочным финансовым вложениям отражают финансово-инвестиционную стратегию развития.

Ситуация, когда наибольшая часть внеоборотных активов представлена производственными основными средствами и незавершенным строительством, характеризует ориентацию на создание материальных условий расширения основной деятельности предприятия (но необходимо делать поправку на переоценку основных фондов).

Большое влияние на финансовое состояние фирмы оказывает состояние производственных запасов. В целях нормального хода производства и сбыта продукции запасы должны быть оптимальными. Наличие меньших по объему, но более подвижных запасов означает, что меньшая сумма наличных финансовых ресурсов находится в запасе. Накопление больших запасов свидетельствует о спаде активности предприятия. Большие запасы приводят к замораживанию оборотного капитала, замедлению его оборачиваемости, в результате чего ухудшается финансовое положение предприятия. В то же время недостаток запасов также отрицательно влияет на финансовое положение предприятия, т.к. сокращается производство продукции, уменьшается сумма прибыли.

Размер производственных запасов в стоимостном выражении может измениться как за счет количественного, так и стоимостного (инфляционного фактора). Расчет влияния количественного (К) и стоимостного (Ц) факторов на изменение суммы запасов (З) по каждому виду осуществляется способом абсолютных разниц:

DЗк = (К1-К0)* Ц0, DЗц = К1 *(Ц1-Ц0)

На многих предприятиях большой удельный вес в текущих активах занимает готовая продукция, особенно в последнее время в связи с конкуренцией, потерей рынков сбыта, низкой покупательной способностью хозяйствующих субъектов и населения, высокой себестоимостью продукции, неритмичностью выпуска и отгрузки и др. Увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия приводит также к длительному замораживанию оборотных средств, отсутствию денежной наличности, потребности в кредитах и уплаты процентов по ним, росту кредиторской задолженности и т.д. В настоящее время - это одна из основных причин спада производства, снижения его эффективности, низкой платежеспособности предприятий.

Для анализа состава, длительности и причин образования сверхнормативных остатков готовой продукции используются данные аналитического и складского учета, инвентаризации и оперативных данных отдела сбыта, службы маркетинга. С целью расширения и поиска новых рынков сбыта необходимо изучать пути снижения себестоимости продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности, организации эффективных маркетинговых мероприятий (рекламы и стимулирования сбыта) и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4