Анализ активов предприятия
Поэтому в процессе анализа активов в первую очередь необходимо изучить изменения в их составе и структуре и дать им оценку. Цель структурного анализа - изучение структуры и динамики активов предприятия для ознакомления с общей картиной финансового состояния. Структурный анализ носит предварительный характер, поскольку в результате его проведения еще нельзя дать окончательной оценки качества финансового состояния , для получения которой необходим расчет специальных показателей. Данные удобно представлять в следующей табл.
Таблица 1.1.
Показатели |
Абсолютные величины |
Уд. веса (в %) в общей величине активов |
Изменения | ||||
на начало периода |
на конец периода |
на начало периода |
на конец периода |
в абсолютных величинах |
в уд. весах |
В % к изм-ю общей величины активов | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
гр3-гр2 |
5 -4 |
Dгр.6/ итог6 |
В процессе анализа изучается динамика и строение капитала (соотношение долгосрочных и текущих активов), выявляются статьи активов, по которым произошел наибольший вклад в прирост общей величины укрупненного вида актива.
На основе анализа табл.1.1. выясняется тип стратегии предприятия в отношении долгосрочных вложений. Высокий удельный вес нематериальных активов в составе внеоборотных активов и высокая доля прироста нематериальных активов в изменении общей величины внеоборотных активов за отчетный период свидетельствует об инновационном характере стратегии организации (т.е. имеет место ориентация на вложения в интеллектуальную собственность). Аналогичные высокие показатели по долгосрочным финансовым вложениям отражают финансово-инвестиционную стратегию развития.
Ситуация, когда наибольшая часть внеоборотных активов представлена производственными основными средствами и незавершенным строительством, характеризует ориентацию на создание материальных условий расширения основной деятельности предприятия (но необходимо делать поправку на переоценку основных фондов).
Большое влияние на финансовое состояние фирмы оказывает состояние производственных запасов. В целях нормального хода производства и сбыта продукции запасы должны быть оптимальными. Наличие меньших по объему, но более подвижных запасов означает, что меньшая сумма наличных финансовых ресурсов находится в запасе. Накопление больших запасов свидетельствует о спаде активности предприятия. Большие запасы приводят к замораживанию оборотного капитала, замедлению его оборачиваемости, в результате чего ухудшается финансовое положение предприятия. В то же время недостаток запасов также отрицательно влияет на финансовое положение предприятия, т.к. сокращается производство продукции, уменьшается сумма прибыли.
Размер производственных запасов в стоимостном выражении может измениться как за счет количественного, так и стоимостного (инфляционного фактора). Расчет влияния количественного (К) и стоимостного (Ц) факторов на изменение суммы запасов (З) по каждому виду осуществляется способом абсолютных разниц:
DЗк = (К1-К0)* Ц0, DЗц = К1 *(Ц1-Ц0)
На многих предприятиях большой удельный вес в текущих активах занимает готовая продукция, особенно в последнее время в связи с конкуренцией, потерей рынков сбыта, низкой покупательной способностью хозяйствующих субъектов и населения, высокой себестоимостью продукции, неритмичностью выпуска и отгрузки и др. Увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия приводит также к длительному замораживанию оборотных средств, отсутствию денежной наличности, потребности в кредитах и уплаты процентов по ним, росту кредиторской задолженности и т.д. В настоящее время - это одна из основных причин спада производства, снижения его эффективности, низкой платежеспособности предприятий.
Для анализа состава, длительности и причин образования сверхнормативных остатков готовой продукции используются данные аналитического и складского учета, инвентаризации и оперативных данных отдела сбыта, службы маркетинга. С целью расширения и поиска новых рынков сбыта необходимо изучать пути снижения себестоимости продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности, организации эффективных маркетинговых мероприятий (рекламы и стимулирования сбыта) и т.д.