Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования
Основы организации и осуществление валютного регулирования определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Регулирующая функция валютного законодательства сводится, в первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются:
- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
- ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
- осуществление международных денежных переводов.
Основной же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций[1].
Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них[2].
В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль над осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по следующим основным направлениям:
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
- проверка обоснованности платежей в валюте;
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.
Для реализации поставленных задач было начато формирование механизма валютного контроля за внешнеторговой деятельностью. Под этим механизмом понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).
Внешнеторговые отношения являются наиболее распространенными отношениями. Основными целями государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
- защита экономического суверенитета;
- обеспечение экономической безопасности;
- стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;
- обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.
Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности представляют собой исходные нормативно-руководящие основы механизма государственного регулирования, обеспечивающие взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики.
9. Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики. Внешнеторговая политика является частью внешней политики - общего курса государства в международных делах. Это предполагает необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками внешней политики. Так, например, присоединение России к международным санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное прекращение или приостановление внешнеторговых операций с данной страной, какими выгодными они не являлись.
10. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля над ее осуществлением. Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, включающей в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти РФ и субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях обеспечения положения Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
11. Единство политики экспортного контроля. Система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по вывозу за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, отдельных видов сырья и материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, если те могут быть использованы при создании военной техники. Также эта система служит для недопущения вывоза оружия массового уничтожения, иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания.
12. Единство таможенной территории Российской Федерации. Таможенная территория - это территория, в пределах которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.[3] Таможенная территория РФ также определяется как сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Таможенная территория также определена в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации с искусственными островами, установками и сооружениями, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела[4]. Принцип единства таможенной территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ.