Монополии

Иногда государственное вмешательство в функционирование рынка просто не обходимо. Для того чтоб рынок функционировал нормально, нужна конкуренция. Но с появлением крупных фирм, конкуренция исчезает, и появляется монополия данной фирмы на данный вид товаров или услуг. Такие фирмы могут устанавливать монопольно-низкие цены, для полного избавления от конкурентов, такие цены ещё называют (демпинговыми ценами). Так как крупные фирмы могут сокращать свои издержки, экономя на транспортных расходах, на складских помещениях, используя принцип контейнера, а так же при закупке сырья получать более низкие цены как крупный оптовик, то издержки у крупных фирм на единицу товара меньше чем у средней или малой фирмы. Такие фирмы, имея огромные обороты и низкие издержки, могут ставить предельно низкие цены на предлагаемые ими товары что, несомненно, уничтожит всех конкурентов. Для фирмы здесь ничего плохого нет, другие фирмы начинают разорятся, исчезает конкуренция, и просто большая фирма превращается в фирму МОНОПОЛИСТ

. Единоличности фирмы на рынке данного товара или услуг ощутят на себе и потребители данного блага. Теперь, когда никого из конкурентов нет, то фирма может устанавливать монопольно-высокие цены, для получения сверх прибыли. Так как главной и основной целью любой фирмы является получений прибыли.

Очень часто складывается ситуация, когда рынок не может выдержать двух продавцов. Ярким примером такого рынка является «Энергосети» или «ГорВодопровод». Такая монополия называется «естественной монополией». Так как на данном рынке создать конкуренцию, для естественного регулирования цен, невозможно, то государство, а точнее государственные власти, вмешиваются в ценообразование таких рынков и устанавливают максимальные цены, по которым можно будет продавать данное благо. Данный вид государственного вмешательства в ценообразование мы рассмотрим ниже.

На конкурентном рынке действует обычно несколько фирм, продающих одинаковый продукт. Любая попытка одной из фирм продать свой продукт по цене выше рыночной приводит к тому, что потребители отказываются от покупки продукции завысившей цену фирмы в пользу ее конкурентов. На монополизированном рынке данный конкретный продукт продает только одна фирма. Повышая цену, монополист теряет часть своих покупателей, но не всех.

В реальной жизни большинство отраслей находится где-то между двумя указанными полюсами. Если бензоколонка в маленьком городке, повышая продажную цену бензина, теряет при этом большую часть своих клиентов, есть основания полагать, что фирма ведет себя как конкурентная. Если ресторан в том же городке, повышая цену, теряет при этом лишь нескольких клиентов, есть основания думать, что этот ресторан обладает в некоторой степени монопольной властью.

Фирма, обладающая в некоторой степени монопольной властью, имеет больше возможностей выбора, чем фирмы в чисто конкурентной отрасли. Она может, например, использовать более сложную стратегию ценообразования и маркетинга, чем конкурентная фирма, или же попытаться придать своему продукту характеристики, отличающие его от аналогичной продукции конкурентов, чтобы еще больше усилить свою рыночную власть. В настоящей главе мы исследуем те способы, которыми фирмы могут усиливать свою рыночную власть и использовать ее в своих интересах.