Экономические циклы

Термин «экономический цикл» означает следующие один за другим подъемы и спады уровней экономической активности в течение нескольких лет.

Принято выделять четыре фазы экономического цикла. Следует отметить, что спад не всегда влечет за собой серьезную и продолжительную безработицу, а пик цикла – полную занятость. Несмотря на общие для всех циклов фазы, отдельные экономические циклы существенно отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности. Поэтому некоторые экономисты предпочитают говорить об экономических колебаниях, а не о циклах, потому что циклы в отличие от колебаний предполагают регулярность. «Великая депрессия» 1930-х годов серьезно подорвала экономическую активность на целое десятилетие. Сравнивая ее со спадами деловой активности в 1924 и 1927 гг., можно убедиться, что, так же как и большинство послевоенных спадов в США, они были менее интенсивными и продолжительными.

Хотя для объяснения циклического развития экономики использовались такие исходные причинные факторы, как технические новшества, политические события, накопление денежной массы, обычно считается, что непосредственной детерминантой объема национального производства и занятости является объем общих расходов.

В экономике, ориентированной главным образом на рынок, предприятия производят товары и услуги только в том случае, если их можно выгодно продать, если общие расходы невелики, многим предприятиям невыгодно производить товары и услуги в больших объемах. Отсюда низкий уровень производства, занятости и доходов. Более высокий уровень общих производства, занятости и доходов. Более высокий уровень общих расходов означает, что рост производства приносит прибыль, поэтому производство, занятость и доходы тоже будут возрастать. Когда в экономике возникает полная занятость, реальный объем продукции становиться постоянным, а дополнительные расходы просто повышают уровень цен.

Все секторы экономики по-разному и в разной степени подвергаются воздействию экономического цикла. Цикл оказывает более сильное влияние на объем продукции и занятость в отраслях, производивших инвестиционные товары и товары длительного пользования, чем в отраслях, выпускающих товары кратковременного пользования.

Когда экономика начинает испытывать трудности, производители часто перестают приобретать более современное оборудование и строить новые заводы. При такой коньюктуре просто нет смысла увеличивать запасы инвестиционных товаров.

Когда семейный бюджет приходится сокращать, прежде всего рушатся платны на приобретение товаров длительного пользования, таких, как бытовая техника и автомобили. Люди не покупают новые модели. По-другому дело обстоит с пищевыми продуктами и одеждой, то есть потребительскими товарами кратковременного пользования. Семья должна есть и этих покупок уменьшится и ухудшится их качество, но не в той мере, как у товаров длительного пользования.

Большинство отраслей промышленности, производящих инвестиционные товары и товары длительного пользования, отличаются высокой концентрацией, когда на рынке господствует сравнительно небольшое количество крупных фирм. Вследствие этого такие фирмы обладают достаточной монопольной властью, чтобы в течение определенного периода противодействовать понижению цен, ограничивая выпуск продукции из-за падения спроса. Поэтому уменьшение спроса оказывает воздействие главным образом на производство и занятость. Обратную картину мы наблюдаем в отраслях промышленности, выпускающих товары кратковременного пользования («мягкие товары»). Эти отрасли в большинстве своем довольно конкурентоспособные и характеризуются низкой концентрацией. Они не могут противодействовать повышению цен, и падение спроса больше отражается на ценах, чем на уровне производства.