Современная система финансовой политики РФ
Финансовая политика России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, страхование, финансы предприятий различных форм собственности /1,4,9/. Главным звеном финансовой политики является государственный бюджет, который представляет собой свод денежных доходов и расходов государства. Структура расходов и доходов государственного бюджета отражает цели экономической политики государства. Это - расходы на социальные нужды (образование, здравоохранение, культура, наука и т.д.); на оборону государства; материальное обеспечение внешней политики; административно-управленческие доходы; платежи по государственному займу.
Доходы государственного бюджета - налоги, собираемые центральными и местными органами власти, государственные займы, поступление внебюджетных фондов, доходы от государственной торговли, туризма и т. д.
Когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек, который используется на непредвиденные обстоятельства. В современных условиях бюджеты большинства западных стран сводятся с дефицитом, т. е. превышением расходов бюджета над его доходами. Наряду с государственным бюджетом формируются и внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Свободные денежные средства государство может отдавать во временное пользование на условиях возвратности субъектам государства, в том числе и предпринимательской деятельности. Эти отношения представляют собой государственный кредит.
Существенным элементом финансовой политики является страхование, которое представляет собой отношения, возникающие между государством и субъектами для предотвращения ущерба от несчастных случаев, стихийных бедствий и т. д./2/.Основную часть доходов госбюджета (до 90 %) составляют налоги. Налогами называют обязательные платежи, которые население и предприятие ежегодно вносят государству. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из налогового кодекса и принятым в соответствии с ним федеральным законом о налогах и сборах. Налоговыми органами в РФ являются Государственная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения в РФ.
Основные функции налогов /1,10/:
1. Регулирующая функция обусловлена следующими факторами:
- социальными: за счет налогов финансируются расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов;
- система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми;
- научно-техническими;
- экологическими;
- сохранением пропорций народного хозяйства (регулированием развития общественного производства и непроизводственной сферы).
2. Фискальная функция - создание материальных ресурсов для функционирования государства.
Исторически установлено, что ставки налогов не должны превышать 30-40 % прибыли производителя и не должны вынуждать предприятие использовать для уплаты налогов стоимость основного капитала. Налог должен не только сохранять накопленные капиталы, но и оставлять источники для их быстрого накопления, т.е. сохранять стимулы для совершенствования производства и инвестиций.Взимаются три группы налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Помимо данных налогов и сборов предприниматели обязаны производить отчисления во внебюджетные фонды, обеспечивающие базу социальных расходов государства, - пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости.
С 2001 года отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского заменены единым социальным налогом. Различают прямые налоги - налоги на доход, имущество физических и юридических лиц, т.е. непосредственных налогоплательщиков, и косвенные - налоги на товары и услуги.
По источникам средств различают налоги:
- относимые на себестоимость (земельный, дорожный, сборы из состава местных налогов, отчисления на воспроизводство, защиту и охрану природных ресурсов);
- относимые на финансовый результат деятельности предприятий;
- относимые на прибыль, облагаемую налогом, на право торговли винно-водочными изделиями и т. д.;
- на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия;
- являющиеся частью выручки от реализации продуктов, работ, услуг, включаются в цену реализации.