Заключение
Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Федеральный бюджет 2002 года рассчитан исходя из основных концептуальных положений, и нацелены в первую очередь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета не только в 2002 году, но и в среднесрочной перспективе. В преддверии проблемы 2003 года, когда объем выплат по государственному внешнему долгу достигнет рекордных размеров по сравнению со всеми предшествующими периодами. Правительством Российской Федерации применен новый подход к формированию основных параметров проекта федерального бюджета. Расчеты основных параметров проекта федерального бюджета основываются на двух вариантах прогноза социально-экономического развития страны: консервативном, предполагающем снижение уровня мировых цен на нефть до 18,5 долларов США за баррель по марке "Юралс", и оптимистичном, исходящем из сохранения благоприятной динамики цен на нефть в пределах среднегодового уровня не ниже 23,5 долларов США за баррель. При этом расчетно полученная разница по объемам доходов федерального бюджета должна быть направлена в профицит федерального бюджета, который используется на возможное замещение в ходе исполнения федерального бюджета на 2002 год недополученных средств из источников финансирования дефицита федерального бюджета, сокращение долговых обязательств федерального бюджета, снижая при этом объем долговой нагрузки на федеральный бюджет 2003 года.
Расчетный уровень профицита федерального бюджета, определенный таким образом, оценивается в 154 млрд. рублей. Объем доходов, рассчитанный исходя из профицита в 154 млрд. руб., соответствует уровню в 1998,4 млрд. руб. или 18,85% к ВВП. При этом расходы федерального бюджета должны соответствовать расчетному консервативному уровню доходов, а именно - 1844,4 млрд. руб. или 17,4% к ВВП, и сбответственно уровень непроцентных расходов федерального бюджета не должен был превышать 14,67% в ВВП, а без учета средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии, - 12,23% ВВП. В то же время, федеральный бюджет на 2002 год объявлен Правительством Российской Федерации годом реформ и его основные параметры вобрали в себя основные черты этих реформ, к числу которых, в первую очередь, нужно отнести судебную и военную реформы, второй этап реформы бюджетного федерализма, реформу денежного довольствия, пенсионную реформу, кардинальное изменение подходов к уровню оплаты труда работников бюджетной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, а также завершение работы по урегулированию кредиторской задолженности главных распорядителей средств федерального бюджета. Безусловно эти ключевые направления развития носят затратный характер. Однако их можно разделить на две группы: реформы, увеличивающие обязательства федерального бюджета в среднесрочной перспективе, и реформы, сокращающие обязательства федерального бюджета в среднесрочной перспективе. К числу последних следует отнести военную реформу и завершение работы но урегулированию кредиторской задолженности главных распорядителей средств федерального бюджета, а уровень расходов федерального бюджета, требуемый для направления на эти цели оценивается в 27,5 млрд. руб., или 0,26% ВВП. Таким образом, в ходе формирования непроцентных расходов федерального бюджета на 2002 было признано целесообразным увеличить их уровень на 0,26% ВВП, ограничив его при этом па 2002 год абсолютным объемом в 1324,7 млрд. руб., или 12,5% ВВП и сократив при этом размер профицита федерального бюджета на 2002 год до уровня в 126,5 млрд. руб., или 1,19% ВВП.
На основе изложенных выше подходов, уровень непроцентных расходов федерального бюджета снижается на 0,04 процентных пункта по предварительной ожидаемой оценке непроцентных расходов в 2001 году и продолжает оставаться достаточно высоким.
Следует отметить и другое. Сбалансированность федерального бюджета на 2002 год обеспечивается профицитом федерального бюджета, рассчитанным исходя из благоприятного прогноза мировых цен на нефть. При этом структура профицита на 84,4 процента связана с ценовым фактором и такими налоговыми доходами как экспортно-импортные пошлины и налог на природные ресурсы. В этой связи уровень непроцентных расходов федерального бюджета на 2002 год является предельным и его обеспечение напрямую связано с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и успешной работой всех фискальных органов.
Учитывая необходимость обеспечения достаточной степени прочности для исполнения федерального бюджета в 2002 году и в среднесрочной перспективе, в проекте федерального бюджета на 2002 год мобилизованы все возможные к использованию в благоприятной макроэкономической ситуации источники финансирования дефицита федерального бюджета, в связи с чем общий объем привлечения средств превышает объемы погашения по оригинальным графикам платежей на 57,95 млрд. рублей.