Активизация инвестиционно-инновационной деятельности как фактор интенсификации экономического роста.
Государственное регулирование инвестиций, чтобы быть эффективным, должно быть нацелено на активизацию инновационной деятельности. При этом необходимо усиливать взаимосвязь инвестиционных и инновационных процессов, добиваться опережающего роста инвестиций в новые высокотехнологичные отрасли и наукоемкие технологии, в развитие человеческого капитала. Исходя из этого рассматривается многообразная государственная инвестиционно-инновационная деятельность, которая включает: а) постановку целей и задач, которые должны быть достигнуты в определенные сроки; б) установление объектов и субъектов; в) определение состава и размеров инвестиционных и других ресурсов для осуществления целей и задач; г) выбор экономических форм, методов и инструментов; д) формирование инновационных базисных приоритетов на основе долгосрочных социально-экономических и научно-технических прогнозов; е) закрепление данных приоритетов в законодательных, нормативных и других документах, в инновационных и инвестиционных программах и проектах; ж) государственная инвестиционная и другая поддержка приоритетных базовых инноваций пятого поколения на федеральном и региональном уровнях; з) инвестиционная поддержка малого инновационного бизнеса, содействие развитию инновационной инфраструктуры (технопарков, технологических центров и др.), подготовка инновационных менеджеров.
Инновационная деятельность в работе определяется как процесс создания нового вида конкурентоспособной продукции на базе новых технологий: от зарождения идеи – до освоения производства, выпуска и реализации продукции, получения прибыли. Повышение уровня инновационной активности занимает центральное место в реализации государственной инвестиционной политики на макро- и микроуровнях. Это особенно актуально в современных трудных условиях переходной экономики России, для которой характерно слабое развитие инновационного бизнеса. Достаточно отметить, что в 2004 г. инновационно-активных организаций в промышленности России насчитывалось всего 10,5% от их общего числа. Слабая инновационная активность отражает общее отставание России в размерах внутренних инвестиций на научные исследования и разработки, которые в 2004 г. составляли всего около 196 млрд. руб. (1,36 % к ВВП), в том числе из средств федерального бюджета – 47,5 млрд. руб. (0,34 % к ВВП).[4]
Для сравнения отмечается, что доля затрат на науку к ВВП в США составляет 2,64 % , Японии – 3,04 %, Швеции – 3,8 % (при пороговом значении данного показателя 2 %, при котором обеспечивается минимальный уровень национальной безопасности). Средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, достиг 55 лет (при пороговом значении 48 лет). Средний возраст научного оборудования превысил 12 лет (при пороговом значении – 7 лет).[5]
Среди причин, сдерживающих инвестиционно-инновационную деятельность, выделяются такие, как инфляция, отсутствие финансовых ресурсов, высокие кредитные ставки банков, неплатежеспособность заказчиков, высокий экономический риск и др. Особые трудности в создании и использовании инвестиций связаны с нарушением нормальных экономических, управленческих и других связей в цикле «наука – техника – производство – применение», в результате чего экономический цикл жизни техники растягивался (рис. 5.).
Анализ жизненного цикла «наука–техника–производство-применение» показывает, что наибольшая прибыль от инноваций достигается на этапе цикла «распространение», а уменьшение ее происходит по мере насыщения потребителей уже устаревшей техникой. Поэтому необходимо ускорение смены жизненного цикла инноваций на всех его этапах, чтобы превзойти конкурентов в использовании достижений НТР, производстве высокотехнологичной, прибыльной и ликвидной продукции. Для оценки экономических и социальных результатов инвестиционно-инновационной активности предлагается использовать следующую систему показателей: 1) сближение размеров национальных инвестиций в НИОКР и в собственное производство; 2) доля инновационной наукоемкой продукции в общем объеме ВВП; 3) количество патентов и лицензий (в расчете на 1000 жителей); 4) влияние инноваций на эффективность использования производственных факторов предприятий (повышение технической вооруженности и производительности труда, фондоотдачи, наукоемкости продукции и др.); 5) воздействие инноваций на результаты производственной и финансовой деятельности предприятий (на рост объема продаж инновационной продукции и его долю в общем объеме продаж, увеличение массы прибыли от реализации инновационной продукции и др.