Функции налогов. Кривая Лаффера.
Обращаясь теперь к рассмотрению функций налогов, остановимся на трёх основных: фискальной, регулирующей и перераспределительной. Так, первая из них — фискальная функция — состоит в том, что налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. При этом, однако, важно учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. После определённой высоты налоговые ставки начинают сдерживать экономическую активность людей, больше подталкивают их к уклонению от налогов и делают более предпочтительной жизнь на пособия, а не на доходы от деятельности. В результате налоговая база (то есть общая сумма доходов, расходов и стоимости имущества, с которой берутся налоги) сокращается, а соответственно уменьшается и объём налоговых поступлений.
В своей регулирующей функции налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Например, использование налоговых скидок, дифференцированных ставок и льгот позволяет государству стимулировать инвестиции, экономический рост, развитие в стране нужных отраслей, сфер и отстающих районов; поощрять модернизацию производства и малый бизнес; наконец, влиять на распределение доходов с целью смягчения неравенства в обществе.
Или взять таможенные пошлины. Гибко варьируя ими (изменяя в нужном направлении ввозные и вывозные сборы или отменяя их), мы активно воздействуем на потоки экспорта-импорта. Так, увеличение, скажем, пошлин на швейные изделия из-за рубежа сдерживает их импорт и поощряет отечественную лёгкую промышленность.
Для регулирования, кроме того, используют ещё так называемый налоговый тормоз. Дело в том, что рост экономики (при неизменных налоговых ставках) автоматически ведёт к увеличению доходов бюджета (за счёт расширения налоговой базы). По-разному реагируя на этот эффект, можно либо тормозить, либо стимулировать дальнейший рост производства. Если в ответ на рост доходов государство адекватно увеличит и свои расходы (и/или снизит налоги, то это ускорит подъём экономики, поскольку совокупный спрос в стране возрастёт. Если же оно не сделает ни того, ни другого, то совокупный спрос сократится, ограничив и экономический рост (данная мера полезна, когда надо “охладить” уже “перегретую” экономику).
С регулирующей ролью налогов тесно связана и их следующая, перераспределительная функция. Она проявляется в том, что государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ (на развитие социальной сферы, образования, культуры, науки, на защиту окружающей среды, поддержку аграрного сектора и др.).
Общим примером регулирующей и перераспределительной функций налогов могут служить алкогольно-табачные акцизы: в определённой мере сдерживая (регулируя) потребление опасных для здоровья людей товаров, они одноврёменно дают средства для льготной продажи малообеспеченным семьям жизненно необходимых продуктов (медикаментов детского питания, социальных услуг).
Возвращаясь в заключение к налогам и финансам в целом, отметим, что по методике осуществления все финансово-регулирующие мероприятия можно разделить на два основных типа. Так, первый тип — дискреционные регуляторы (от лат. discretio - возможность действовать по своему усмотрению) — для своего проведения в жизнь всякий раз требуют соответствующих решений властей. Именно так (через принятие очередного постановления, закона или указа) время от времени вводятся, скажем, дополнительные налоги или новый уровень минимальных пенсий, пособий и оплаты труда.
Иначе с автоматическими регуляторами. Они в нужный момент действуют самостоятельно благодаря “встроенным стабилизаторам”, которые заранее заложены в финансовые документы и срабатывают при заданных условиях. Например, прогрессивная налоговая система автоматически “включает” повышенную ставку налога на доходы, превысившие определённый уровень. Так же может действовать и система индексации зарплат, увеличивающая их по мере роста стоимости жизни.