Основное направление государственного регулирования.
Административно-правовое регулирование идёт по двум взаимосвязанным линиям: законодательной и исполнительной. Первая линия предполагает создание государством правовых основ экономики — установление законов, регулирующих права собственности, порядок предпринимательства, условия и охрану труда, деятельность монополий, экологические нормы, права потребителей и т.д. Вторая линия — это текущие административные меры государства по обеспёчению соблюдения действующих законов всеми участниками экономических процессов.
Непосредственное государственное управление (полностью или частично) применяется по отношению к таким общественно значимым объектам и сферам, как оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, образование, здравоохранение, национальные музеи, парки, заповедники, курорты, дороги, уборка и освещение улиц, содержание маяков, защитных дамб от наводнений и т.д. При этом многие из этих объектов и сфер могут находиться в общегосударственной или муниципальной собственности.
Наконец, ещё одним важным инструментом правительственной политики являются государственные программы и заказы. Такие программы разрабатываются в самых разных областях: скажем, в сфере освоения космоса или Мирового океана, в создании новых типов вооружений, в проведении широких научных исследований, в реконструкции, строительстве крупных сооружений (например, делового центра Москва-Сuти в столице России или национального космодрома Плесецк в 220 км южнее Архангельска) и др.
При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство и поставку определённых видов продукции (строительных объектов, космических аппаратов, морских судов, железнодорожных вагонов, медицинского оборудования, военной техники, продовольствия и пр.). Эти обычно крупные заказы надёжны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах (или, по-новомодному, тендерах) на их получение. Правда, вокруг таких тендеров подчас клубятся густые дымы коррупции.
Современная экономика использует различные модели макроэкономического регулирования, но основными являются:
- кейнсианская (30-е г. XX столетия)
- неоконсервативная (70-е г. XX столетия)
Кейнсианская модель динамической функции совокупного спроса и совокупного предложения.
Рассмотрим кейнсианский подход экономического равновесия. Классицизм господствовал в экономической науке до 30-х годов, когда английский экономист Д. М. Кейнс опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он подверг критике основные положения классической теории, которая, с его точки зрения, очень часто входила в противоречие с реальной жизнью. Во-первых, доказывал Кейнс, экономика развивается не так гладко, а заработная плата цены не столь гибки, как это представлено в неоклассических моделях. Во-вторых, вызывали сомнения основополагающие взаимосвязи инвестиций, сбережений и процентной ставки. В результате Кейнс считал невозможным автоматическое достижение равновесия без вмешательства государства. Кейнс не верил в возможность достижения уровня полной занятости за счет сокращения зарплаты. Он считал, что, несмотря на безработицу, заработная плата снижаться не будет, и рынок груда останется в неравновесном состоянии. Вследствие существования нижних пределов заработной платы всегда будет определенный процент безработных, и для устранения такой безработицы необходимо расширить совокупный спрос, что вызовет увеличение спроса на труд.
Серьезные сомнения вызывали у Кейнса возможности применения гибких цен. Он доказывал, что снижение цен не может автоматически вывести экономику из спада и что уровень процентной ставки определяется не в точке пересечения кривых сбережений и инвестиций, а зависит от спроса и предложения наличных денег. Иными словами, потребители принимают решение о сбережении части дохода из его величины и размеров, определяющих величину потребления. Какой бы гибкой ни была процентная ставка, она не в состоянии приостановить снижение совокупного спроса. Поэтому равновесие может быть достигнуто при неполной занятости.
При построении кривой совокупного предложения Кейнс исходил из предположения неизменности уровня заработной платы. Поскольку ее величина неизменна, то предприниматели не могут уменьшить издержки производства. Значит, в этой ситуации снижение цен вряд ли произойдет.