Рыночная система: сущность, основные элементы и функции рынка. Законы рынка.
Во второй половине ХХ в. степень развития каждой национальной системы рыночных связей получила новое измерение. Сейчас различают закрытое и открытое национальные хозяйства, закрытая экономика отличается тем, что все блага и услуги производятся и потребляются внутри страны. Открытым является такое хозяйство, в котором часть продукции создается для внутреннего потребления, а оставшаяся доля продается за рубежом. Вместе с тем государство закупает товары и услуги, изготовленные в иных странах.
Переход от закрытой к открытой экономике связан с развитием форм и типов взаимодействия участников как национального, так и мирового рынков.
Понятие спроса. На рынок поступают товары разного ассортимента, в различном количестве, с неодинаковыми ценами. В зависимости от запросов покупателей, общественной оценки свойств товаров и уровня доходов населения обладают неодинаковыми потребительскими свойствами реализуются с разной степенью интенсивности. Зависимость между поступлением товаров на рынок и возможностью рынка их реализовать выражается теорией спроса и предложения. Спрос представляет собой то количество продукта, которое потребители в данный период времени могут данной цене купить на рынке. Спрос может иметь цифровое, представленное в виде таблицы, и графическое изображение. Он выражает соотношение альтернативных возможностей рынка товаров и покупательной способности населения. При этом рынок может быть насыщен товарами, желающих их купить может быть в достатке, но реализованной может оказаться только часть предложенных товаров. Определяющим моментом здесь выступит цена на товары. Спрос обычно оценивается с точки зрения выгодности для имеющихся покупателей продажной цены. Соответственно устанавливается определенное количественное соотношение между уровнем цен и числом реализуемых изделий как правило, по низким ценам, реализуется больше продукции, а по высоким меньше. Таким образом, возникает реальная зависимость между желанием покупателя и его возможностями. Если цена ниже, покупатель приобретает продукта больше, но в случае высокой цены последнего приобретается меньше, а зачастую и самый ограниченный предел, тот, в котором покупатель в данный момент крайне остро нуждается. Покупатель полагает, что он может за счет этого продукта некоторое время выйти из трудной ситуации, но в следующий раз при более низких продажных ценах, с запасом закупит необходимую продукцию. В таком случае будет складываться ситуация, при которой снижается интерес к покупке. Если раньше человек намеренно покупал продукцию по высокой цене, снижение цен ведет к падению потребности к покупке. На этой основе в свое время была сформулирована теория предёльной полезности. В случае падения цен на товары, а также возможного их возрастания позиция покупателя выражается в том, что потребность в части своей начинает покрываться заменителями или вовсе реализуется за счет заменителей или субститутов.
В таком случае формируется новая потребность и она же оказывается зависимой от спроса и предложения. Мы сходимся на том, что на рынке всегда существует некая объективная зависимость между спросом на товар и уровнем цен, между спросом на товары и их предложением.